среда, 11 мая 2011 г.

thumbnail

«Черный лебедь» («Black Swan»)

Нина Мейерс (Натали Портман) – талантливая балерина, мечтающая о роли примы в спектакле «Лебединое озеро» в постановке известного режиссера Томаса Лероя (Винсан Кассель). Нина усердно тренируется в течение многих лет, но в звезды балета ей выбиться не удалось. С одной стороны, интерес к балету в мире постепенно сходит на «нет», с другой, Нину поджимают более молодые и наглые коллеги по профессии. Одна из них – новичок по имени Лили (Мила Кунис), переехавшая из другого города. Лили не обладает точностью и обработанностью движений, которой может похвастаться стремящаяся к совершенству Нина. Зато Лили танцует по-настоящему страстно и эмоционально. Режиссер вполне доволен исполнением Ниной партий белого лебедя, но его злого атнагониста, эдакого мистера Хайда, Нина, из-за своей закомплексованности, страстно станцевать не может. Несмотря на это, главную роль Нина получила.

Во время репетиций режиссер пытается разбудить в Нине страсть, делая ей предложения разной степени непристойности. Также, как он поступал и с предыдущей прима балериной Бэт (Вайнона Райдер), которую режиссер в итоге спустил в утиль, и променял на Нину. Но Нина, в отличие от Бэт – кремень.

Упорная работа над ролью и все нарастающее психологическое давление со стороны режиссера, товарок и опекающей во всем матери, начинают потихоньку подтачивать психику Нины. Ей начинают мерещиться травмы, которые она наносит сама себе, и прочие неприятные вещи. Незаметно для самой себя, она постоянно расчесывает до крови лопатки. В какой-то момент Лили удается растормошить Нину, но результат оказывается плачевным – темная сторона начинает все быстрее поглощать Нину, приводя чуть ли не к раздвоению личности, мешая работать…

Очень необычная картина. «Черный лебедь» начинается как занудная производственная драма о балете. Скованная девушка, на которую давит авторитетом мать, мечтает получить ведущую роль в спектакле. Бесконечные тренировки, из-за которых у Нины отсутствует всякая личная жизнь. Отработка движений до автоматизма, за которым уже не видно страсти, требуемой для танца. Травмы. Жесткая конкуренция коллег по станку. В общем, скукотища, достойная разве что моей обычной в таких случаях отписки в Твиттере. Лишь некоторые намеки, которые раскидывает в самых неожиданных местах режиссер, говорит зрителю, что фильм не настолько примитивен, и нужно досмотреть его до конца.

По ходу дела действие странным образом перекручивается. Жанровая принадлежность меняется самым неожиданным образом, виляя то в сторону эротического триллера в стиле «Малхоланд Драйв» Дэвида Линча, то чуть ли не в жанр фильмов ужаса. Я прямо изъерзался на диване, не понимая, что происходит, и чего ждать дальше. Из-за жанровой неопределенности, мое отношение к картине, скажем так, неоднозначное. С одной стороны предугадать, чем кончится дело – решительно невозможно, и это хорошо. Понятно только, что ничего хорошего ждать не приходится. С другой стороны, такой жанровый винегрет не идет «Черному лебедю» на пользу, потому что смазываются акценты. Непонятно, как правильно расценивать и относиться к поступкам Нины и прочих героев.

Хорошо еще, что в конце все становится на свои места. Приходит осознание, насколько хорошо режиссер Даррен Ароновски знал, что делал, и сколь точно и уверенно он воплотил задумку в жизнь. Не буду рассказывать, в чем она состояла, потому что в ней и заключается смысл всего происходящего с Ниной. Скажу только, что режиссер подталкивает к этой задумке в течение всего фильма, сначала полунамеками, потом все более очевидно. И даже скучавшие всю первую половину фильма зрители (типа меня) минут за 10-15 до конца точно врубятся, и будут досматривать с интересом и радостью осознания того, что все происходящее в первые полтора часа, было не напрасно.

Главная заслуга в этом лежит на актерах. Натали Портман отыграла свою роль великолепно! Она абсолютно естественно выглядит в роли балерины, и крайне эмоционально, честно и без переигрывания воплощает на экране переживания, нервозность и сомнения в своем, дающим сбои, рассудке. Еще со времен «Леона» было ясно, что Портман очень мощная и талантливая актриса. Далеко не в каждом фильме она раскрывается, в ее послужном списке есть откровенно проходные роли. Но здесь видно, насколько серьезно Портман работала на ролью, в том числе в плане физических тренировок. В некоторых сценах ее заменяла дублерша, профессиональная балерина, но в любом случае самоотверженности Натали, научившейся делать всякие прыжки и па, остается только позавидовать. В общем, Натали Портман молодец – мои аплодисменты!

Ничуть не хуже выступили остальные актеры. Винсан Кассель очень убедителен в роли режиссера спектакля, особенно в сцене наигранного соблазнения Нины. Отлично выступила Мила Кунис, представлявшая своей Лили все то, кем в тайне мечтала быть Нина. Именно этих черт, ей, забитой праведнице, и не хватало, чтобы правильно сыграть роль черного лебедя. Аутентично смотрелась ветеран Голливуда Элизабет Херши в роли матери Нины, подающей надежды, но не пробившейся дальше кордебалета балерины, загубившей карьеру ради воспитания дочери. Отдельно хочется сказать о работе Вайноны Райдер. У нее в фильме буквально два-три небольших эпизода, но она также очень мощно выступила, мне очень понравилось.

Помимо режиссера и актеров необходимо отметить также операторскую работу. Здесь все не так однозначно. Насколько здорово сняты танцы и видения Нины, настолько же отвратительно сняты многие «проходные» сцены. Как некоторые уже, наверное, догадались – я опять имею в виду ручную камеру. Убейте меня, но я не могу понять, зачем оператору бежать следом за актером с ручной камерой и снимать его затылок полминуты подряд! Создать у зрителя ощущение, что это он бежит за Ниной, дыша ей в затылок? Но зачем? Основной постулат погружения зрителя в происходящее на экране: ничто не должно отвлекать. А вот такие пробежки как раз и отвлекают, и у зрителя – меня – связь рвется. Ну нельзя весь фильм снимать ручной камерой, если только это не «Кловерфилд» какой-нибудь!

Нельзя не упомянуть о музыке, еще одном очень важном компоненте картины. Темы из «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского звучат на протяжении почти всего фильма. К раскрученному «танцу маленьких лебедей» и прочим известным мелодиям создатели добавили разнообразные импровизации на тему, очень органично ложащиеся на видеоряд. Музыка получилась отличная, недаром ее выпустили отдельным саундтреком.

Резюмируя. Несмотря на скучноватую первую половину фильма, картина получилась очень яркой и необычной. Если вы, как я, относите себя к синефилам, обязательно посмотрите этот фильм. Несмотря на некоторые мои претензии, «Черный лебедь» - это настоящее КИНО, без дураков.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru