Приступив к написанию этой заметки, и написав несколько страниц, я осознал, какая это неподъемная тема. В одной заметке, пусть даже большой, ее раскрыть невозможно. Тема настолько многогранна, что можно написать если не книгу и не диссертацию, то дипломную работу в каком-нибудь ВГИКе – точно. Поэтому я рассмотрю лишь небольшую часть, касающуюся принципов межпланетных путешествий и общей конструкции космического корабля. Походя, я вскрою кучу глупостей в современной фантастике, а также сделаю некий прогноз развития космонавтики на ближайшие несколько сотен лет. Вот так, ни больше, ни меньше.
Я верю, когда-нибудь человечество отправляется покорять другие миры, если окончательно не уничтожит само себя в ближайшие 30-50 лет. Целью путешествия может быть другая планета солнечной системы, или даже соседняя звездная система – не суть важно. Главное в этом деле – космический корабль.
Космический корабль
Киношники обожают проектировать крышесносящие с точки зрения дизайна, но при этом совершенно непрактичные космические аппараты. У них везде торчат разнообразные мачты и антенны, назначение большинства узлов корабля по внешнему виду определить вообще невозможно. Самое смешное, что важнейшие отделы корабля, такие как система жизнеобеспечения или главный компьютер, расположены в самых уязвимых его частях. Киношники сознательно игнорируют конструкцию настоящих космических кораблей и шарахаются от них как от чумных. Между тем, в основе будущих звездолетов должны лежать принципы, выработанные в наше время. Также как в основе конструкции болидов Формулы 1 заложены идеи и принципы, появившиеся более сотни лет назад в первых самодвижущихся экипажах.
Определив основные требования к звездолету, чтобы люди могли комфортно в нем путешествовать к другим мирам, мы получим четкое представление о его конструкции. Какими же атрибутами должен обладать космический корабль будущего?
Пребывание в невесомости продолжительное время пагубно влияет на человеческий организм. Во-первых, это атрофия мышц, во-вторых, прогрессирующая хрупкость костей. Прилетев на другую планету, на нее смогут высадиться разве что инвалиды, поэтому в полете нужна искусственная гравитация. Создать ее можно двумя способами. Первый – это применение на практике принципа эквивалентности Эйнштейна, выведенного им при разработке общей теории относительности. Принцип эквивалентности гласит, что действие на тело постоянного ускорения в межпланетном пространстве эквивалентно действию гравитации на Земле. То есть звездолет должен лететь к цели с постоянным ускорением в 1G. Самое интересное, что торможение обладает тем же эффектом, что и ускорение. Отсюда можно представить форму корабля как сигарообразную или в виде диска/барабана. Первую половину пути корабль летит с постоянным ускорением, и космонавты летят, грубо говоря, головой вперед. Потом ускорение отключается, барабан с человечишками переворачивается на 180 градусов (люди становятся вперед ногами) и включается торможение.
Второй способ организовать искусственную силу тяжести – использовать центробежную силу. В парке развлечений есть такой аттракцион Ентерпрайз. Не знаю, почему он так называется, возможно, в честь корабля в сериале Star Trek. Смысл в том, что народ распределяется по окружности в люльках, и эта фигня начинает крутиться вокруг своей оси. Что опять-таки наводит нас на мысль, что звездолет должен иметь форму диска или барабана. Естественно, что какие-то узлы корабля должны быть жестко закреплены. В основном это касается ракетных дюз, антенн и т.п.
У каждого из двух вариантов есть свои плюсы и минусы. Основное преимущество первого варианта в том, что сила тяжести будет действовать одинаково на все тела во всем пространстве корабля, а во втором – только по окружности. Чем ближе к оси вращения, тем меньше будет сила тяжести. Зато во втором случае можно лететь с постоянной скоростью, предварительно разогнавшись, чтобы не тратить топливо.
Самое смешное, что лишь выбрав форму корабля, мы сразу же ответили на вопрос, беспокоящий пытливых зрителей фантастических фильмов: откуда на звездолете действует сила тяжести. Доверие к происходящему на экране сразу бы повысилось. А то космос бороздят крутые дизайнерские корабли извращенной конструкции, а герои носятся по ним, как по павильону на Земле.
Второй очень важный вопрос, связанным с космическим кораблем, это откуда он будет стартовать. Нынешние космолеты стартуют исключительно с поверхности планеты. Для превышения скорости убегания (скорость, с которой нужно двигаться, чтобы преодолеть земное притяжение), сейчас используются одноразовые ракетоносители, напичканные под завязку топливом. Такая конструкция крайне неэффективна. Поэтому логично предположить, что так называемый корабль-носитель должен быть построен на околоземной орбите. Для этого должна быть сначала построена космическая верфь. Материалы для постройки и космонавты доставляются на орбиту специальными челноками. Аналогичная ситуация сейчас с океанскими лайнерами. Они могут зайти далеко не в каждый порт, поэтому пассажиров на него доставляют специальными катерами.
Естественно, что сейчас у человечества нет подобных технологий, но я считаю, что если мы сами себя в ближайшем будущем не уничтожим, то именно к такому способу организации космических полетов мы и придем.
Топливо
Еще одним важным аспектом успешности космических путешествий является топливо и двигатели. На современном химическом топливе далеко не улетишь. Сложно сказать, на чем будут летать звездолеты будущего, но наверняка это будет атомная энергия либо термоядерный синтез. Главная задача конструкторов в наше время – увеличение топливной эффективности, т.е. уменьшение расхода горючего и увеличение максимальной скорости полета. Не решив эту задачу – о регулярных полетах даже внутри солнечной системы можно забыть.
В любом случае, против законов физики не попрешь, и теория относительности Эйнштейна пригвоздила человечество к Солнцу. Не имея возможности преодолеть (или хотя бы достичь) скорость света, мы в состоянии достичь лишь самых ближайших звезд. Другой вопрос – зачем.
Я никогда не мог понять людей, которые рвутся за границу, при этом в своей собственной стране нигде, кроме родного Крыжопля, не были. Тоже самое и с космическими путешествиями. На кой черт ломиться в межзвездное пространство, если дома, в своей солнечной системе, непознанного гораздо больше, чем известного ученым. И полезных ископаемых в космосе носится столько, что на Земле и не снилось. Поэтому вопрос преодоления межзвездного пространства в ближайшие тысячу лет всерьез можно не рассматривать. Применительно к НФ фильмам, если герои летят к другим звездам, действие должно происходить примерно в 3000-м году.
Ну и для тех, кто дочитал до конца – маленький бонус собственного сочинения.
Десять признаков плохого научно-фантастического фильма
Космический корабль проектировал тонко-чувствующий. Звездолеты обладают крышесносящим дизайном, но космические аппараты при этом совершенно непрактичные. У них везде торчат разнообразные мачты и антенны, назначение большинства узлов корабля по внешнему виду определить вообще невозможно. Важнейшие отделы корабля, такие как система жизнеобеспечения или главный компьютер, расположены в самых уязвимых его частях.
Бортовой компьютер проектировал студент-недоучка, которого выгнали за неуспеваемость из ПТУ. Мозговой центр компьютера состоит из чего угодно кроме микроэлектроники.
Текст на дисплеях появляется, будто его кто-то набивает на клавиатуре, отрисовка каждого нового символа сопровождается характерным писком или клацанием. Естественно, ЖК мониторы, используются и через тысячу лет.
Неважно где происходит действие – на Земле, в космосе, на других планетах – везде одинаковая (земная) сила тяжести.
В космическом пространстве всегда слышны мощные взрывы и виден огонь от терпящих катастрофу космических кораблей. Другими словами, в межзвездном пространстве есть атмосфера.
На чужих планетах герои без проблем дышат местной атмосферой, несколько не переживая о наличии возможных ядовитых для человека примесей и чужеродных микроорганизмов.
Подавляющее большинство инопланетян – гуманоидного вида.
Инопланетные компьютеры работают на Windows или UNIX подобных операционных системах, поэтому легко заражаются вирусами. Также они не имеют файрволов и антивирусов, что делает их еще более уязвимыми.
Экипажи кораблей состоят из ученых, бурильщиков, уборщиков, психопатов – кого угодно, но только не из космонавтов. Такие космические путешественники – чисто дети малые. Они теоретически умеют колоть дрова, но их мега-умы для космических полетов не пригодны, потому что руки у этих узких специалистов растут из задницы. Зато в конце какой-нибудь задротного вида уборщик всех спасает.
Самый умный ученый – сексапильная девчонка не менее чем с третьим размером. Но разве это недостаток?.. :)
Subscribe by Email
Follow Updates Articles from This Blog via Email
1 Comments
Самый умный ученый – сексапильная девчонка не менее чем с третьим размером. Но разве это недостаток?.. :) - это даже большой плюс =)
Reply DeleteP.S. У меня на блоге zhanscene.blogspot.com - минифантастический пост - Фантастика или приближающаяся реальность…? - появился, приглашаю.