понедельник, 8 июня 2009 г.

thumbnail

"Терминатор: да придет спаситель" ("Terminator: salvation")


Эпиграф: 2029 год, будущее. Из всех людей выжил только Арнольд Шварценеггер, потому что терминаторы принимают его за своего.

По моему мнению, последние лет десять у Голливуда есть одна большая проблема – отсутствие воображения. Насколько мало то количество фильмов, которые снимается за год по оригинальным сценариям? Конкретных цифр у меня нет, но если более-менее следить за продукцией американской киноиндустрии, то и без цифр видно, что очень мало. В основном на большой экран выходят всяческие ремейки, фильмы по книгам, по комиксам и продолжения предыдущих частей «сериалов». И идейный кризис явно не сходит на нет, ведь в ближайшем будущем нас ожидает «перезапуск» по крайней мере «Чужих» и «Хищника». Одним из таких вот продолжений стал и новый «Терминатор: да придет спаситель». Кстати, любопытный момент: в названии нового фильма отсутствует цифра, что намекает на две вещи: во-первых, фильм будет явно не один. Да на этот счет можно и не волноваться, продолжение уже снимается, выйдет в 2011-м. А во-вторых, фильм не является прямым продолжением первых трех частей. Т.е. действие происходит в той же «вселенной», но если будут какие-то расхождения, то не страшно. К таким расхождениям можно отнести меняющуюся от серии к серии внешность (взрослого) Джона Коннора.

Итак, что же ждет нас в новой серии франшизы (как это модно нынче говорить)? Поскольку основной сценарный замес «Терминаторов» всем известен, то я ограничусь описанием лишь деталей нового фильма. В 2003-м году некоего осужденного на смерть заключенного Маркуса Райта уговаривают продать свои органы компании Сайбердайн Системс. Потом произошла ядерная война: главный продукт компании Скайнет таки расстрелял ядерными бомбами человечество, а Джон Коннор (на этот раз в исполнении Кристиана Бэйла) потихоньку организовал сопротивление и начал войну с машинами. Для кучи он завел себе страшную беременную боевую подругу, которая будет повсюду таскаться за спасителем человечества, отвлекая его от проведения секретных операций в логове врага.

Действие нового фильма происходит в 2018 году, в самый разгар войны. Оказалось, что зловредный Скайнет сделал из нашего заключенного мега-терминатора, засунув ему в грудь бьющееся сердце и внушив, что он человек. Скайнет считал, что такого терминатора люди ни в жизнь не «раскусят», ну и для кучи он заменил конвейерную физиономию актера Арнольда Шварценеггера на физиономию актера Сэма Уоррингтона. Видимо, до Скайнета наконец-то дошло, что как только Джон Коннор видит физиономию Шварценеггера, то он тут же начинает нервничать и поступать неадекватно. Странно, что такой крутой суперкомпьютер как Скайнет допер до этого только после третьей попытки (третьей серии фильма). Но этим коварным планам сбыться было не суждено – хитрый Джон Коннор и нового терминатора вывел на чистую воду! Ведь это как-то подозрительно, когда у «человека» в теле так много железа, что к нему прилипают магнитные мины. Но поскольку Маркус Райт себя терминатором не считает, то Джон Коннор, подержав его для приличия в кутузке, потихоньку проникается к нему доверием, причем настолько, что в конце отправляет его на чрезвычайно ответственную операцию по спасению своего будущего отца Кайла Риза, который пока что еще подросток. Джону Коннору крайне важно, чтобы Кайла Риза не убил Скайнет, поскольку существование самого Джона в этом случае окажется под вопросом. Параллельно Коннор готовит нападение на Скайнета, причем напасть они на тот же опорный пункт, где в концлагере чалится Кайл. Но и тут все пошло наперекосяк: в процессе операции из закромов Скайнета вылез терминатор с физиономией Шварценеггера, Коннор опять занервничал, кое-где лажанул, и киборг-губернатор его таки прикончил, вернее, серьезно ранил, пронзив железкой его широкую грудь недалеко от сердца. Увидев такое непотребство, человечный терминатор Маркус Райт оторвал Шварценеггеру башку и решил отдать Коннору свое бутафорское терминаторское сердце, чтобы, пожертвовав собой, спасти «великого человека».

В общем, сюжет просто жесть. :) Я понимаю, сценаристам пришлось попотеть, чтобы связать сюжетные концы с концами предыдущих фильмов. Но разве это оправдание отсутствия элементарной логики? На кой черт понадобилось городить огород с этим несчастным сердцем, таскать за Коннором беременную жену, пытаться из неясных мотивов уничтожить концлагерь с кучей людей, и прочее – не понимаю. Как раз из-за подобных глупостей фильм здорово проседает. Кстати, больше всего для меня непонятно следующее: в 2018 году Скайнет только-только «изобрел» новую модель терминатора Т800 (модель "Шварценеггер"). Того же Т1000 (который жидкий из второй части) еще и в проекте не было! При этом еще в 2003-м году он начал собирать нашего человечного терминатора. Почему я сделал вывод, что Скайнет стал конструировать его в 2003-м? Да потому что в начале нам показали, как Маркус на это в прямом смысле подписался. Если же Скайнет все-таки начал собирать его позже, то начало фильма не вяжется с дальнейшими событиями. Или Скайнету так понравился Маркус, что он его заморозил на 15 лет, так сказать про запас? Ничего не понятно. Вот почему бы не снять такой вариант: Скайнет, достигнув требуемого уровня технологического развития, отбирает из концлагеря парня помясистее и делает киборга из него? Никаких вопросов бы не возникло! А тут – сначала ацкая терминаторская технология, а потом падение в «каменный век» с клепанием каких-то железных дровосеков и постеленный прогресс до суперсовременного терминатора модель Т800 "Шварценеггер". И так у них все…

Со спецэффектами ситуация несколько странная: с одной стороны видно, что денег вбухали немало, снято на пять баллов. С другой стороны все как-то совершенно обыденно, нет в них никакой изюминки. Ацкие взрывы мы уже видели тысячу раз с разных ракурсов, злобных роботов и проступающий из-под кожи металлический скелет тоже видели неоднократно. Про выцветшую палитру даже говорить как-то неудобно – настолько это обыденный прием. Любопытно сделан ровно один момент, когда в начале Джон Коннор пытается взлететь на вертолете. Снято все одним дублем, с хитрыми пролетами камеры, но если немного подумать, то становится понятно, что с технической точки зрения там нет ничего сложного. Ну и ловко отрендерили Шварценеггера – видно, что это компьютерная графика, но внешнее сходство, мимика (вернее, ее терминаторское отсутствие) и все прочее – на высоте. Налицо грамотное применение технологий анимационного фильма «Последняя фантазия», 2001-го, между прочим, года выпуска. :) Все остальные эффекты совершенно обычные, хотя, повторюсь, халтурой там и не пахнет. Жалко только что в свое время у Джеймса Кэмерона не было подобных инструментов, хотя все равно «Терминатор 2: Судный День» был в свое время прорывом с точки зрения спецэффектов. А вот новый «Терминатор» уже только один из многих. Сейчас выйдут новые «Трансформеры», уж они-то по уровню спецэффектов должны забороть всех. Кстати, ловлю себя на мысли, что эта часть моих обзоров очень часто одинаковая: «тупой сценарий и хорошие спецэффекты». Ну что я могу сделать, если и правда, из фильма в фильм кочует подобная порочная практика! Голливуд хорошо освоил Фотошоп, а вот головой думать как-то разучился…

Говорить про игру актеров в блокбастерах на самом деле как-то странно, но пару слов все-таки скажу. Исполнитель главной роли Кристиан Бэйл смотрелся неплохо, но не более того. Безусловно, выглядит он гораздо более мужественным по сравнению с Ником Шталем из третьей части, но его герой простой как три копейки. Ничего нового из сложившегося образа спасителя человечества выжать уже нельзя. Жалко только, что он получился таким пафосным, без капли самоиронии. Кстати, было бы интересно посмотреть в этой роли Брюса Уиллиса – вот кому самоиронии не занимать. Но главная беда даже не в этом, а в том, что Кристиан Бэйл как-то слишком много в последнее время переиграл всяких героев и спасителей, и отличий от того же Бэтмена, прямо скажем, немного. И это притом, что Бэйл на самом деле отличный актер – если кто не верит, посмотрите фильм «Машинист».

Сэм Уорингтон в роли человечного терминатора Маркуса Райта выглядит гораздо интереснее, не в последнюю очередь из-за того, что сам герой гораздо более сложен, по сравнению с героем Кристиана Бэйла. Не могу сказать, что Уорингтон переиграл Бэйла, но смотрелся он как-то бодрее. Правда, я никак не мог понять, почему в начале фильма его били по морде и сваливали с ног обычные люди – т.е. внешне он обладал силой человека – а в конце вдруг стал способен отрывать бошки терминаторам. То есть понять-то я могу: сценаристам нужно было замаскировать его силу, чтобы зрители с самого начала не догадались, что это терминатор, но такая маскировка, как говорится, «шита белыми нитками». Неплохо получился и Кайл Риз в исполнении неизвестного мне актера (судя по всему, русского происхождения) Антона Ельчина. Еще порадовала девочка, игравшая немую подругу Риза, а вот жена Джона Коннора в исполнении Брайс Даллас Говард откровенно раздражала, но не актерской игрой как таковой, а нелогичными поступками своей героини. Но за это опять-таки нужно пожать ручонки сценаристам.

Как всегда, не могу пройти мимо перевода. Оригинальное название выглядит как «Terminator: salvation». В английском языке слово «salvation» чаще всего употребляется в религиозном контексте и переводится как вечное (райское) блаженство или искупление грехов. А ведь именно за грехи свои в начале фильма будущий терминатор Маркус попал в камеру смертников. Что там произошло, напрямую не говорится, но сказано, что из-за него погибли несколько человек, включая брата. И органы свои в начале фильма он жертвует затем, чтобы хоть кому-то принести пользу, хоть как-то искупить свои грехи. Естественно, он не подозревал, что с ним сделают на самом деле, но и поневоле став терминатором, он не потерял свою человеческую сущность, и поэтому так уверенно пожертвовал своим сердцем ради Джона Коннора, обретя там самым спасение (души), искупление грехов. А у нас что? У нас: «Да придет спаситель» Что за спаситель такой, Джон Коннор? Или Маркус Райт? И чего это он так долго идет? Из нашего варианта названия ничего этого понять невозможно. Мой вариант перевода названия: «Терминатор: искупление». И никаких гвоздей! :)

Отдельно нужно подопнуть переводчиков за русификацию названия «Cyberdine Systems», которая в нашем переводе стала «Кибердайн системс». Похоже, переводчик еще со школы прогуливал уроки английского языка, на которых учат, что имена собственные и названия не переводятся. Я устал уже это повторять. По-английски Cyberdine произносится как "сайбердайн", а киборг по ихнему произносится "сайборг". Иначе бы вместо корпораций Apple и SUN мы имели бы корпорации Яблоко и Солнце, а, например, Bell Laboratories стали бы «Лабораториями Звонкова». Конкретно этому переводчику хочется порекомендовать перевести название широкоизвестного программного продукта для записи дисков «Nero burning ROM». Полагаю, в его переводе это был бы «Нерон, сжигающий Рим». :) А как бы звучал перевод названия Microsoft - даже представить страшно. В общем, как всегда, смотреть фильмы в нашем дубляже следует с осторожностью.

Резюмируя: фильм средненький, со сценарной точки зрения откровенно глупый, но спецэффекты вполне на уровне. Разок посмотреть можно, пересматривать захочется вряд ли. Единственное, я бы посмотрел его еще разок на английском языке. Но штука в том, что на новый фильм про Терминаторов, зрители пойдут несмотря ни на какие рецензии, поэтому денег он все равно заработает, значит, с финансовой точки зрения снимали его не зря. Ну а то, что фильм не станет классикой жанра, как первые две части саги – так на это никто и не рассчитывал, поэтому создатели особо и не парились.

Дополнение

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

1 Comments

avatar

Спасибо за отличную рецензию, вы абсолютно правы, если "Последняя Фантазия" как и второй Терминатор была прорывом с точки зрения графики и спецэффектов, то Терминатор: Да придёт спаситель на сегодняшний момент всего лишь очередная поделка со спецэффектами...

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru