пятница, 30 ноября 2012 г.

thumbnail

Apple MacBook Air с точки зрения виндузятника

Вступление
Уже несколько раз с момента февральской покупки ноутбука Apple MacBook Air я порывался написать заметку о том, каково это: закоренелому виндузятнику переехать на чужую и чуждую платформу. И каждый раз меня что-то останавливало. Было такое ощущение, что я не понял всех достоинств и недостатков творения инженеров Apple. А без этого рассказ был бы не полным и не точным. Но недавно пришло ощущение того, что я созрел.

Необходимо сказать пару слов, почему я купил именно маленький 11’’ MacBook Air. Дело в том, что по работе я очень много мотаюсь к заказчику, причем по разным площадкам. Корпоративный ноутбук является классическим wintel ноутбуком: громоздким, тяжелым и при этом недостаточно производительным. Таскать его на себе каждый день – удовольствие крайне сомнительное. Год назад широко распространенных нынче небольших и легких ультрабуков еще в помине не было, и MacBook Air был безальтернативным вариантом для моих потребностей.

Подробно останавливаться на аппаратных особенностях моего MacBook Air в модификации Mid2011 я сознательно не буду. Скажу только, что и полтора года спустя выхода модели ноутбук является передовым в плане аппаратной начинки, ее хватает абсолютно для любых задач, которые ставятся перед ноутбуками. Кому-то может не понравится ограниченный набор портов расширения, небольшая диагональ экрана и т.п. Но именно такие требования выдвигал к ультра-мобильному компьютеру лично я, поэтому меня здесь все устраивает. Желающие погрузится в технические характеристики ноутбука могут без труда подчерпнуть интересующую информацию на профильных сайтах. Я же хочу поделиться информацией, можно и нужно ли мигрировать на платформу Apple или оставаться в лагере приверженцев Windows.

Вариант установки Windows в качестве второй системы на MacBook Air через BootCamp я принципиально не рассматривал. На мой взгляд, глупо покупать Мак чтобы запихивать туда винду. Проще и дешевле в таком случае купить другой ультрабук. Благо предложений в сегменте ультрабуков, концепцию которого корпорация Intel слизала у Apple и популяризовала, сейчас пруд пруди. Кроме того, при таком варианте есть ряд объективных недостатков: снижение времени автономной работы, проблемы с раскладкой клавиатуры, наличие драйверов и т.п. Одним словом, не мой вариант. Возможна ли полноценная миграция с операционной системы Windows на Mac OS X – именно так была мной сформулирована задача.

Первое знакомство
Первое, с чем сталкивается новоиспеченный пользователь компьютерной техники от Apple ¬– непривычная раскладка клавиатуры. Нет, буковки и цифирьки все на своих местах. Присутствие дополнительной клавиши Command можно пережить. А вот отсутствие привычных клавиш Home, Insert, Delete, PageDown, PageUp и им подобных вводит в глубокое уныние. Лично я печатаю на клавиатуре вслепую, и комбинации клавиш наподобие Ctrl+Insert у меня в крови. Так что «слепым писателям» придется переучиваться. Заодно придется переучиваться переключать раскладку клавиатуры, делать скриншоты экрана, переносить фрагменты текста в текстовом редакторе и т.п. Вообще при наличии клавиши Ctrl, присутствие клавиши Command, которая в большинстве случаев выполняет функции Ctrl, удивляет, и это еще мягко сказано. Особенно на волне нелюбви Стива Джобса к лишним функциям. В общем, все что касается клавиатуры, поначалу может вызвать отторжение. Здесь главное не отчаиваться и подходить к вопросу конструктивно.

Второй аспект это интерфейс операционной системы. Будто бы в пику винде кнопочки сворачивания и закрытия окна расположены слева а не справа. Непривычная и организация работы с директориями. Apple идет по пути некоей песочницы, где пользователь может резвиться. А шаг вправо-шаг влево – низзя. Стандартная для любого пользователя Windows структура папок на жестком диске не то чтобы совсем скрыта, но задвинута в дальний угол. Юзеры даны стандартные папки для документов, программ, фильмов, изображений и т.д. И крутись как хочешь. На самом деле, здесь дело привычки. Такая организация рабочего пространства вполне удобна, если поработать с ней некоторое время и немного модифицировать под себя.

Недостатки клавиатуры компенсирует восхитительно удобный мультитач тачпад. Им настолько удобно пользоваться, что когда приходится вновь браться за виндовые ноутбуки, их тачпад ничего кроме припадков бешенства не вызывает. Ноутбуками Apple можно полноценно управлять безо всякой мыши. Я себе все-таки купил Apple Magic Mouse, но это скорее дань прошлому чем реальная необходимость.

Период первоначальной адаптации лично у меня прошел буквально за две первые недели. После этого приходит понимание, что некоторые вещи в Mac OS реализованы на порядок удобнее чем в Windows. Это я применительно к Windows 7 и более старых. Есть некоторые вещи которые хорошо реализованы в винде но бесят на Маке, есть и наоборот. В общем и целом – паритет.

Программное обеспечение
Скажу банальную вещь, но любой компьютер, даже компьютер производства Apple – ничто без программного обеспечения. По моему опыту использования MacBook все необходимое обыкновенному и даже взыскательному пользователю в его распоряжении имеется. Рассмотрим на моем собственном примере:

Антивирус/Файрволл: Eset CyberSecurity. Есть продукт и от Лаборатории Касперского, но преимущество Eset в том, что используется один и тот же ключ для Windows и Mac OS компьютеров. А Касперский предлагает приобрести отдельную лицензию. Надеюсь, в будущем Евгений Валентинович пересмотрит лицензионную политику.

Офисный пакет: Microsoft Office 2011 for Mac. Лично я им полностью доволен, отличия от пакета для Windows минимальны. Даже мне, человеку, постоянно работающему с разнообразными документами, все подходит. А уж студенту реферат набрать вообще без проблем. К сожалению, в версии под Mac OS нет продуктов Visio и Project, поэтому третьей необходимой программой является…

Виртуальная машина: VMware Fusion. В ряде случаев без винды не обойтись, а продукт от VMware оказался лучшим для Mac OS из всех, что я протестировал. Да платный, да недешевый. Но раз уж вы потратились на дорогой MacBook, то и на пару-тройку программ бюджет найдете. А железо даже 11’’ MacBook Air абсолютно без проблем тянет виртуалку с виндой. Главное, чтобы в ноутбуке было 4ГБ оперативной памяти. С 2 гигабайтами будет совсем грустно жить.

Аудио-плеер: iTunes. Ненавистная мне программа для Windows на Маках работает совершенно нормально. Пользуюсь постоянно, к тому же без нее не синхронизируешь мобильные гаджеты яблочной компании.

Видео-плеер: VLC Media Player, для многих ставший ставший стандартом де-факто. Недостатков по сравнению с Windows-версией не заметил.

Браузер: Google Chrome. Без комментариев.

Архиваторы: iZip и UnRarX. Вот здесь комментарий необходим. Толковых архиваторов под Мак я почему-то найти так и не смог. Указанные программы со своей задачей формально справляются, но iZip какой-то нереально убогий и неудобный, и не все zip архивы им созданные читаются у пользователей на Windows. А UnRarX не обладает графическим интерфейсом, приходится работать с командной строкой, что для Маков является диким анахронизмом. В общем, все работы с архивами я веду из виртуальной машины.

Графические редакторы: Adobe Lightroom и Gimp. Последний лично мне не очень удобен и не сильно нравится. А первый – однозначный must have для всех фотографов-любителей.

Также пользуюсь стандартным набором: клиентом ICQ, Skype, Evernote, Twitter, Skydrive. Для VPN соединений есть Juniper Network Connect. Всякие пасьянсы и шахматы тоже есть, если вдруг хочется развлечений. С этим дело проблем никаких нет: в наличии как современные Diablo III так и такая экзотика как порт древней Transport Tycoon Deluxe!

Помимо кросс-платформенных приложений, Mac OS имеет и свои уникальные программы. Например, iBooks Author для разработки электронных книг для iPad или GarageBand для микширования собственных гениальных музыкальных произведений.

В общем, пользователи Mac в части программного обеспечения ничем не обделены.

Выводы
После почти года ежедневного использования Apple MacBook Air в качестве основного рабочего ноутбука могу сказать одно: решать свои задачи на нем можно ничуть не хуже чем на Windows ноутбуках. Никаких тормозов никогда замечено не было. Mac OS X отличается каменной стабильностью работы. За год я перезагружал операционную систему раза три-четыре и то, после установки больших пакетов обновлений ядра OS. Установка программ НИКОГДА не требует перезагрузки, потому что все программы заключены в некие контейнеры и распространяются методом copy-paste. Никакого тебе DLL Hell, никаких перезагрузок, никакого BSOD – ничего. Красота, да и только.

Теперь, Фёдор, о главном: покупать или нет. Год назад никакой альтернативы MacBook Air не было. Сейчас на рынке есть много достойных альтернатив 13’’ ультрабуку Apple от именитых производителей, например, ASUS Zenbook UX31A. Подробнейший обзор этого девайса можно почитать здесь. Насчет альтернатив модели с диагональю 11 дюймов я не очень в курсе, но наверняка что-то найдется и для него. Если для вас светящееся яблочко на крышке ноутбука не является самоцелью, наверное, лучше обратить внимание на ультрабук ASUS как чуть более современный и продвинутый. Как обычно, что купить, каждый решает для себя сам. Лично я в ближайшее время свой MacBook Air ни на что менять не собираюсь, меня в нем все устраивает.

Если же посмотреть на ситуацию шире, то можно сделать удивительный вывод: с появлением мощных и при этом тонких и легких ультрабуков, классические модели ноутбуков должны вымереть как мамонты. Зачем сейчас кому-то покупать тяжелый толстый и шумный чемодан – ума не приложу. Разве что в цене немного сэкономить. Но экономия это сомнительная: выигрывая в деньгах, теряешь в комфорте и мобильности. Поэтому если вы в ближайшее время собираетесь покупать ноутбук, и вам не нужна мощная графическая подсистема и топовый центральный процессор, то рекомендую обратить на упомянутые в заметке модели самое пристальное внимание.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru