пятница, 17 апреля 2015 г.

thumbnail

Поездка в Китай, часть 1

Вступление
В отличии от многих других моих заранее желанных и спланированных путешествий, заезд в Китай произошел довольно спонтанно. Изначально я на свой очередной отпуск собирался в Испанию. Уже в качестве не столько туриста, сколько гида. Провести по самым лучшим из пройденных троп родственников. Но выбор поездки проходил во время самых бурных катаклизмов с курсами валют. Европа стала неоправданно дорогой, поэтому, волей-неволей, взгляд пал на азиатскую часть нашего шарика. Долго я смотрел на всякие туры, чтобы меня везде водили за руку, показывали и рассказывали всякое.

Туры эти закупались туроператором у принимающей стороны в долларах, поэтому цены на туры росли чуть-ли не на 10 тысяч рублей в день. И 100% гарантии, что ты уедешь по назначению, тоже давать не спешили. Да что-ж такое, так вообще весь отпуск профукать можно! Мне попались недорогие авиабилеты до Пекина, с этого все и началось. Пришлось брать дело в свои руки, призвав на помощь опыт самостоятельных путешествий в другие страны. Экстремальненько, так но в чем-то даже интереснее, тонуса больше что ли.

В Китае, как известно, одни иероглифы. Нашему человеку ориентироваться в этих кракозябрах проблематично. Поэтому, полазив по форумам для путешественников, я нанял себе в качестве персонального гида китайского парня, говорящего по-русски. Он же выступал в качестве водителя – отпадала необходимость добираться из аэропорта до гостиницы и перемещаться между пекинскими достопримечательностями. Гид представлялся партийной кличкой «Саша», на самом деле его звали Джибин. Говорил он по-русски нормально благодаря тому, что несколько лет он жил и работал в России, где и наблатыкался.

В Пекин мы прилетели во втором часу ночи по местному времени (разница с Москвой была в 4 часа). Аэропорт Пекина каких-то циклопических размеров, между гейтами даже одного терминала приходится добираться на небольшом поезде. А терминалов этих три штуки. Поэтому пока прошли таможню (в ночные часы работало одно окно), пока добрались до выхода, пока доехали и заселились (по-английски ночная смена отеля не говорит, хорошо, Саша-Джибин был с нами) – спать легли в 4 часа утра. А в 9 часов уже ждал Джибин чтобы отвести нас на Великую Китайскую стену. Поспал менее 3 часов, вставал тяжело, болезнь смены часовых поясов тоже давала о себе знать. Почему я так подробно об этом рассказываю, станет понятно чуть позже.

Как сомнамбула поплелся на завтрак. Все расчеты в Китае производятся в юанях, я их стратежно наменял заранее в Банке Китая в Москве по курсу примерно 1 к 10, чтобы порядок приведенных далее цен был понятен. Цена завтрака 50 юаней на человека. За эти деньги можно получить шведский стол китайских блюд (каламбур). Кое-что давали для европейцев: яичница, сосиски, выпечка. Но в основном представлена местная кухня, и на завтрак получать такое очень непривычно. Всякая лапша в остром бульоне, неопознанные овощи, какие-то пророщенные зерна, замоченные в чем-то странном. Что-то похожее не вареную картошку, на поверку колышущееся как студень. Местные наворачивают, но я был разочарован.

Вернувшись в номер, обнаружил уже проведенную уборку. Обычно так рано уборку не проводят, и я поленился класть свой мегафотик в сейф, засунул его под подушку. Представляю, что обо мне подумали китайские горничные, обнаружив столь жалкую попытку спрятать ценную собственность. Позорник!

Великая Китайская стена
Во время моего недельного пребывания в Китае, я намеревался посмотреть ровно три достопримечательности: Великую Китайскую стену, Запретный город и Терракотовую армию. Остальное было бы приятным но не обязательным дополнением. Поскольку в будние дни в Пекине действуют ограничения на перемещения на личном автотранспорте, то для поездки на Стену был выбран первый день нашего пребывания, воскресенье.

Даже те, кто про Китай не знает практически ничего, про Великую Китайскую стену, этот крупнейший памятник архитектуры во всей истории человечества, слышали наверняка. Разные источники расходятся в оценках ее общей длины, по словам нашего гида Джибина, длина стены составляет примерно 6300 километров. Википедия заявляет о почти 9000 км с учетом ответвлений. В любом случае, это грандиозное сооружение я не мог не посетить. Обычно народ едет на участок стены под названием Балалин, поскольку он находится в непосредственной близости к Пекину, но мы, пользуясь личным автотранспортом гида, отъехали от Пекина километров на 40, туда, где виды покрасивше, и народу поменьше.

По легенде, строительство первых участков стены началось еще в III веке до нашей эры по приказу первого императора династии Цинь для защиты китайских земель от нашествия древнего кочевого народа под названием Хунну. Этот народ ураганил на территории нынешней Монголии и Бурятии, нынешние монголы с бурятами, вероятно, далекие потомки тех самых хунну и есть. Кроме того, Великая Китайская стена должна была служить границей китайских земель, фиксировать границы самой китайской цивилизации. Естественно, с той поры границы китайского государства неоднократно изменялись, поэтому сейчас стена проходит в глубине китайских территорий.

Для меня было большим удивлением узнать, что часть Великой Китайской стены проходила непосредственно по окраине Пекина. В стене были сделаны двое огромных ворот, огромных как все китайские сооружения. Через эти ворота уходили на войну и возвращались войска. Если воины одерживали убедительную победу, то они входили в Пекин через Парадные ворота, днем, при всем честном народе, славящих победителей. Если же войска терпели поражение, то в Пекин они возвращались через Позорные ворота, под покровом ночи чтобы их никто не видел. Парадные и Позорные ворота стоят в Пекине и поныне, а вот стену вокруг них демонтировали, поскольку она очень сдерживала рост города.

Великая Китайская стена, которая открывается современному путешественнику, очень далека от тех изначальных укреплений. На самом деле это все сплошной новодел. Китайцы об этом вслух не говорят, и очень обижаются на гнусные инсинуации о сомнительном происхождении нынешней стены. Ведь в Китае все должно быть очень древним, потому что китайская цивилизация самая древняя, гораздо древнее чем у вас, европейских варваров! Впрочем, руины изначальной стены идут параллельно новоделу, и кое-где они хорошо различимы. Их особо не трогают потому, что Стена это еще и самое длинное в мире кладбище. В стенах замурованы трупы около 400 000 строителей, которых по разным причинам на стройке постигла смерть.

Обозреваемый нами участок стены (название я, к сожалению, не запомнил) лентой вился по гористой местности. Шириной стена метров 6, в высоту метров 8 примерно. В тех местах, где идет подъем на гору, в стене сделаны крутые массивные ступени, по которым даже с моим ростом 1.80 забираться нелегко. А низкорослые китайцы по этим ступеням буквально карабкались. Мы взяли бодрый старт, потопали в гору по этим ступеням до ближайшей башни.

Сначала было легко, потом стали немного уставать и периодически останавливаться передохнуть. На одной из таких остановок я почувствовал, что как-то слишком интенсивно накатывает усталость. Присел на ступеньку отдохнуть, мои спутники отправились выше. А мне все хуже, начала кружиться голова, картинка в глазах становилась будто пересвеченная фотография, стена стала ярко белой. Стало сложно сфокусировать взгляд, перед глазами плясали белые пятна. Начали трястись ноги, пальцы рук и ладони стало больно покалывать. Начало тошнить. Великая Китайская стена это, конечно, не самое плохое место чтобы лишиться чувств, но в обморок падать и катиться потом кубарем вниз категорически не хотелось.

Вернувшаяся за мной жена констатировала, что у меня было белое как мел лицо и мертвецки бледные губы. Попыталась меня поднять на ноги, а я стоять не могу, ноги подкашиваются. На мое счастье меня обдувал холодный бодрящий ветер, он-то не дал мне окончательно вырубиться. Через силу я поднял тушу фотоаппарата со словами: «Сдохну, но сфотографирую!!!». Спустя несколько минут меня стало отпускать, и минут через 15 все более-менее прошло. Дальше наверх я благоразумно не полез, стал, держась за перила, на нетвердых ногах спускаться вниз. Судя по всему, у меня случился резкий перепад давления, кровь отлила от конечностей. Наверное, вчерашний перелет плюс почти полное отсутствие сна, плюс серьезная физическая нагрузка от восхождения по таким крутым ступеням, плюс горы – в сумме дало такой неприятный эффект. Или же одним из моих дальних предков был хунну, и кровь моя вспомнила древнюю хуннскую обидку на китайцев за их стену!

Вернувшись в долину я снова был бодр и весел, будто ничего и не было. На обратной дороге в Пекин я пребывал в недоумении и задал гиду Джибину вопрос: «Я понимаю, стена была призвана защитить Китай и китайцев от нашествия кочевых монгольских орд. Но ведь они были конники, перемещались они по степным равнинам. Так на хрена было городить стену по горам, где никакая массовая кавалерия пройти не сможет чисто физически???» Ничего не ответил мне Джибил, лишь недовольно пробормотал что-то себе под нос.

Продолжение следует…

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru