четверг, 12 февраля 2015 г.

thumbnail

Сатирикон, «Король Лир»

Нужно заметить, что последние мои посещения театров вызывали, мягко скажем, недоумение: на что не схожу, так фигня какая-то. Вот, например, был я как-то на спектакле «Дориан Грей». Вроде и классика, вроде и советовали знающие, видевшие его люди, подставы ждать неоткуда. А вот поди-ж ты – ушел после первого акта. По ссылке можно прочитать, почему. Это как в старом анекдоте, когда посреди представления в зале раздаются крики:

- Врач! В зале есть врач?
Кто-то отвечает: - Я врач, что случилось?
- Коллега, какую же фигню нам показывают?!

Так что билеты на крайний поход я брал очень осмотрительно. Решил ударить по классике в самом классическом ее варианте: замахнулся на Вильяма, нашего, на Шеспира. Выбрал постановку трагедии «Король Лир» в театре Сатирикон, где главную роль играет сам Константин Райкин. Замечу, что произведения Шекспира я читал давно, и многих поворотов сюжета того же «Короля Лира» я за давностью лет не помню. Поэтому для меня это была, фактически, премьера. Места взял козырные, центр 4-го ряда, чтобы ничего не пропустить. Пришел в костюме, занял полагающееся мне место, приготовился смотреть.

Я почему это так подробно рассказываю? Потому что пришли куча «театралов» в майках со зверскими рисунками, штанах фасона «обосрался и иду». Несмотря на троекратное предупреждение отключить звук мобильных телефонов и не пользоваться ими во время спектакля, минимум трижды в зале раздавались трели разной степени тупизны. А самые продвинутые театралы покупают билеты на галерку и занимают лучшие из свободных мест впереди. Потом, когда приходят законные владельцы билетов, начинаются метания по залу в поисках очередного свободного места. Поднимая половину ряда зрителей. Если повезет, такой любитель халявы устроится со второй попытки, обычно – с третьей-четвертой. Беспорядочные метания продолжались даже после начала спектакля.

Безуспешно стараясь не обращать внимания на мечущихся по залу дегенератов, разглядывал оформление сцены и костюмы актеров. Нехорошие ассоциации с «Дорианом Греем» не заставили себя ждать. В моем представлении, в постановках Шекспира на сцене должны быть пусть условные, но покои дворцов, нарядные пышные одежды и прочий соответствующий антураж. Здесь же в углу висели три кокона-не кокона, стояло несколько табуреток, на которых были настелены необструганные доски сороковки. И какая-то дверь без стены. Актеры разодеты в обыкновенные штаны, кеды и бесформенные рубашки. Женщины – в что-то напоминающее вечерние платья, но уж точно не «исторические» костюмы с корсетами и пышными париками. Может, я придираюсь, но от классической пьесы я кед не ждал.

Дополнительно настораживали некоторые отдельные сцены, например, когда знатному человеку понадобилось претвориться бедняком, он взял и вылил на себя… ведро клейкой жижи, типа желатина или клейстера, которым обои клеят. Периодически актеры друг в друга плевались – после эпохального киношедевра «Трудно быть богом» у меня на эту тему пунктик. В общем, после первого акта я опять поймал себя на мысли «Что за фигню нам показывают?!».

Очевидно, что дело не столько в постановке спектакля, сколько во мне самом: спектакль расходится с моим представлением о том, как должен выглядеть Шекспир в театре. Закралась даже крамольная мысль: может, и «Дориан Грей» был вовсе не плох?! На этот раз я решил остаться и досмотреть до конца, стараясь загнать тревожные мысль подальше. Актеры играли замечательно, Райкин так вообще блистал. Текст шпарили то прозой, то зарифмованным речитативом. Если бы не странные декорации, одежды и постановка, было бы совсем хорошо.

После похода в театр, я не поленился и перечитал «Короля Лира». Хотелось понять, насколько постановка в версии Сатирикона соответствует оригиналу. Взял классический перевод Б. Пастернака и сразу понял, что текст актеры шпарили по нему. Шпарили один в один, за некоторыми несущественными сокращениями. Только если в тексте написано, что действие происходит в замке, в лесу, среди сотни придворных и т.п., то это ты и начинаешь себе в голове продуцировать. А в театре – три доски, да две табуретки. Если в тексте герой мажет лицо и одежду грязью, в постановке Сатирикона герой раздевается до трусов и выливает на себя ведро «обойного клея». Вот на хрена такие «отступления»?!

Я теперь вообще не знаю на что в театр идти: классика доверие подводит, на новинки идти стремно – вдруг в какую-нибудь концептуальную хрень вляпаешься? Тяжело нынче театралу!!!

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru