понедельник, 4 августа 2014 г.

thumbnail

«Далласский клуб покупателей» («Dallas Buyers Club»)

Рон Вудруф (Мэттью Макконахи) – настоящий техасский ковбой начала восьмидесятых годов прошлого века. Он работает электриком, увлекается родео, играет в азартные игры, бухает, нюхает, пускает по вене и дерет все что движется. Друзья и круг общения Рона не отличается умом и широтой взглядов – техасская деревенщина не терпит представителей сексуальных меньшинств, а о чуме ХХ века СПИДе знает лишь расхожее мнение, что он от «этих пидоров» передается. Рон тоже был одним из таких воинствующих гомофобов, пока однажды не попал в больницу с производственной травмой в больницу, где ему сделали общий анализ крови и поставили страшный диагноз ВИЧ. Рону отмеряли лишь месяц жизни, как раз хватит чтобы привести в порядок свои дела.

Рон с диагнозом категорически не согласен – он-то знает, что СПИД это чума гомосексуалистов, а его в чем-чем но в гомосексуализме заподозрить никак не возможно. Ппосещение библиотеки быстро поставило все на свои места: заразиться можно не только через сексуальные контакты, но и от шприцов, которые Рон с приятелями пускали по кругу, вкалывая себе дозу. Но для окружающих, Рон немедленно превратился в жополаза, друзья от него отвернулись, коллеги быстренько выперли с работы, арендодатель выжил из дома. Рон стал изгоем общества, но это лишь предало ему сил бороться с недугом до конца.

Рон узнает, что та больница, в которую он попал с травмой, попала в программу исследования на людях экспериментального лекарства от ВИЧ. Одним из пациентов программы, с которым Рона свела судьба, был наркоман и гомосексуалист Район (Джаред Лето). Легально Рон получить лекарство не смог, но «по своим каналам» сумел раздобыть образцы лекарства, оказавшегося по-сути ядом. Пользы от него особой не было, а вот побочные эффекты Рона чуть не угробили раньше времени. Тогда же Рону дают наводку на некоего врача в Мексике, у которого есть полный комплект лекарств, могущих оттянуть неизбежный конец, но все они не прошли процедуру официального одобрения Американской Медицинской Ассоциации, и потому нелегальны в США.

На своей шкуре Рон познает весь цинизм американской системы здравоохранения, где медицина это прежде всего очень прибыльный бизнес, а лобби фармацефтических компаний столь сильно, что лучше пусть народ мрет, зато они не допустят на свой рынок лекарства, произведенные конкурентами в других странах. И Рон начинает неравную борьбу с Системной: он скупает за границей и ввозит контрабандой лекарственные препараты в Америку. По закону он не может их напрямую продавать, поэтому он организует «Далласский клуб покупателей», членство в котором стоит 400 долларов в месяц, но лекарства Рон выдает членам клуба совершенно бесплатно. Ярый гомофоб Рон при этом сближается с Районом, поставляющим ему клиентов.

Не будем кривляться – Рон лечил людей за деньги, и хорошо на этом поднялся, но не это для него главное. Деньги ему не особо нужны, раз уж он может в любой момент двинуть кони. Здесь все дело в принципе, и свои принципы Рон отстаивал до конца и всеми доступными ему способами: он судился с правительством, представители которого неоднократно изымали его лекарства и травили налогами, непрерывно изобретал разные ухищрения, чтобы продолжать ввозить лекарства и поддерживать жизнь людей – всех людей: свою, друзей и посторонних. Чем шире и успешнее становится клубный бизнес Рона, тем сильнее на него давит государство и фармацевтические лоббисты, которых не устраивает, что какой-то там спидозный наркоман лечит людей успешнее, чем их лицензированные врачи и дорогостоящие препараты.

***
Сюжет кинофильма «Далласский клуб покупателей» это экранизация реальной истории техасского парня, у которого в 1985 году нашли СПИД, врачи ему прогнозировали один месяц жизни, а он нашел за границей препараты, начал ввозить лекарства в Штаты, раздавал их другим больным и протянул в итоге еще семь лет.

Снят фильм буквально за две копейки, и отлично характеризует тезис, чтобы сделать отличный фильм, большие бюджеты не нужны и иногда только мешают. Здесь есть интересная история, твердая уверенная постановка и совершенно потрясающие актерские работы. Прежде всего это Мэттью Макконахи, сыгравший роль Рона Вудруфа.До сих пор я не воспринимал его как мощного драматического актера, и воспринимал его как красавчика с маслянистым взглядом. Но здесь он просто поразил, насколько мощно, убедительно и с какой самоотдачей он воплотил своего персонажа. Ради роли Макконахи пришлось похудеть больше чем на 20 килограмм чтобы превратился в задохлика задохлика, иссушенного вирусом ВИЧ. Голодание придало ему необходимый аутентичный болезненный вид. Примерно также выглядел в конце своей жизни тот-же Фредди Меркьюри, например.

В начале фильма его персонаж жалок и вызывает скорее отвращение. А вот когда он начинает как загнанная в угол мышь сражаться с Системой, за этого изможденного чудика с нелепой походкой начинаешь переживать чуть-ли не до слез. Приходит осознание, что далеко не каждый из нас, такой крутой умник в обычной жизни, способен на что-то подобное. Мэттью на все сто заслужил своего «Оскара» за эту роль.

Еще потрясающая роль в картине предельно нелепое, но вместе с тем бесконечно трогательное существо Район в исполнении сыграл Джаред Лето. Добрый чудак-человек с привычкой краситься под женщину и носить женские тряпки в гомофобном Техасе подвергается постоянным нападкам и унижениям, но остается верен себе не смотря ни на что. Актер для этой роли также морил себя голодом и превратился почти что в дистрофика (в одной из сцен, где Джаред пребывает с голым торсом, это отлично видно). История кинематографа уже знает случаи подобного самоотречения ради роли. Я говорю про Кристиана Бэйла, который ради роли в фильме «Слесарь» (перевод наших упоротых дубляторов звучала как «Машинист») похудел до состояния мумии и неоднократно падал на съемках в голодный обморок. Но и Макконахи и Лето безусловно становятся с Бэйлом на одну ступеньку подиума. У Джареда получилась потрясающе пронзительная и очень мощная роль, пожалуй, лучшая во всей его карьере. Опять-таки полностью заслуженный «Оскар».

Перефразируя известную американскую поговорку, Good acting is a good directing. Режиссером фильма выступил некто Жан-Марк Валле. Я это имя слышу впервые, и в послужном списке режиссера на IMDB значатся всего пяток фильмов. Но его работа в фильме «Далласский клуб покупателей» заслуживает только положительных отзывов. Никаких наворотов в фильме нет, снят он буквально за две копейки. И при этом фильм цепляет и заставляет переживать, чувствовать нерв. Посмотрим, что товарищ Жан-Марк еще наснимает…

«Далласский клуб покупателей» это один из лучших фильмов, посмотренных мной за последнее время. Картина чем-то неуловимо напоминает фильм «Вы не знаете Джека», но там предсказуемо здорово выступил матерый зубр Аль Пачино, а здесь буквально выше головы прыгнули здесь Макконахи и Лето, от которых ничего выдающегося я не ждал. Фильм не развлекает, но и не дает оторваться. Не манипулирует, выдавливая слезу, но они сами готовы катиться из глаз от искренности фильма. Он ничего не требует, но многое дает.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru