среда, 6 марта 2013 г.

thumbnail

Поездка в Англию, часть 4

Несмотря на ограниченное время пребывания в Англии, я не хотел ограничиваться лишь только Лондоном и стремился посетить еще что-нибудь в его эпсилон-окрестности. Изучение рекламного буклетика, какие разложены в каждом уважающем себя отеле, показало интересный маршрут автобусной экскурсии. Экскурсия охватывала три достопримечательности относительно недалеко от Лондона: Виндзорский замок, Стоунхендж и Оксфорд. Конечно, там были и другие экскурсии, но эта была одна из самых насыщенных, на целый день, поэтому я ее и взял.

Прибыв с утра пораньше на вокзал Виктория, я погрузился в автобус, и еще с десятком человек поехал осматривать достопримечательности. Компания туристов подобралась на редкость интернациональная: трое парней из Сингапура, одна тетенька из Малайзии, семейная пара из Бразилии, кто-то чуть-ли не из ЮАР, ну и пара русских (со мной вместе). Гидом у нас была фееричная тетенька с самым что ни на есть британским говором. Ее энергии хватило бы и на трех человек: во время рассказов она все время махала руками, строила всякие физиономии, на британский манер называла всех подряд «darling», в ролях рассказывала о событиях старины глубокой – из нее явно получилась бы актриса театра и кино. Я специально сел на первое сиденье, чтобы и байки ее слышать лучше и вопросы задавать.

Под стать был и водитель, пожилой венгр по имени Атилла. Он тоже талантливый гражданин, но талант его лежит в иной плоскости. Вот есть такие люди, которым иностранные языки никак не даются. Учат-учат их, а все без толку. А есть другие товарищи, которые иностранные языки схватывают на лету. Атилла как раз такой. Он и по-китайски немного умеет, и по-португальски и по-русски вполне понимает и говорит. Пока стояли в пробке Атилла рассказывал по-русски стишки и даже пытался научить нашу гидессу песне «В лесу родилась елочка». Я помогал, но без толку.

Кстати, тот английский язык, особенно произношение, которому нас учили в советских школах и учат сейчас в школах российских, на самом деле имеет с реальным английским языком мало общего. Оно гораздо ближе к американскому, чем к английскому. Мне тетенька-гид даже устроила мини-урок. Вместо «э» в словах типа «iPad», они говорят чистое русское «а». Например: вокзал Паддингтон (с томным придыханием на букву «п»). Я вот думал, что я неплохо говорю по-английски, но тетенька меня понимала только со второго раза и внимательно прислушиваясь. Что характерно, американцы, с которыми мне доводилось общаться, понимали мой говор гораздо лучше. Так вот мило общаясь на разных английских языках, мы докатили до Виндзорского замка.

Виндзорский замок

Виндзорский замок называется так по названию города Виндзор в долине реки Темзы, рядом с которым он стоит. Замок был основан все тем же неугомонным Вильгельмом Завоевателем после нормандского завоевания Англии в далеком 1066 году. В те времена замки имели чисто оборонительное значение, поэтому их сооружали на господствующих высотах – холмах, с которых отлично просматривалась территория на многие мили вокруг. Изначально замок был построен из дерева, но с течением времени он реконструировался, причем последние изменения были внесены уже при ныне правящей королеве Елизавете II.

Многие века замок являлся резиденцией монархов. Королева и другие члены королевского семейства и поныне проводят в Виндзорском замке большую часть своего свободного времени. О присутствии или отсутствии королевы в замке туристам узнать проще простого: если над главной башней замка, носящей название Круглая Башня, развевается британский флаг, то королевы в замке нет. Если же над башней развевается королевский штандарт, то она находится в замке. Но даже при наличии королевы экскурсии для туристов не прекращаются, хотя, конечно, застать ее в халате и тапках в одной из комнат замка простым смертным вряд ли удастся.

Экскурсии прекращаются только во время церемониальных визитов глав иностранных государств и прочих торжеств, например, церемонии принятия новых членов в орден Подвязки. «Наиблагороднейший Орден Подвязки», как нескромно называют его члены ордена, является одним из старейших орденов в мире. Согласно уставу, членов ордена должно быть строго 25 человек, а его главой является не кто иной как британский монарх. Он лично отбирает себе новых членов ордена по мере того, как помирают старые. Каждый член ордена должен обзавестись собственным гербом, который при вступлении кандидата в орден рисуют на особом щите и вывешивают над выделяемым члену ордена особым стульчиком в капелле Святого Георгия на территории замка. Капелла эта очень древняя и очень красивая, но к сожалению, фотографировать во внутренних помещениях замка и в капелле простым смертным строго запрещено.

Кстати говоря, Святой Георгий, он же Георгий Победоносец, изображенны на гербе столицы нашей родины, является не только покровителем Москвы. Он еще по совместительству покровительствует ордену Подвязки. Правда, наши русские геральдики как обычно накосячили: на гербе Москвы Святой Георгий мало того, что изображен без нимба, так еще он своим копьем поражает не змия а дракона. Следует заметить, что в геральдике змий – отрицательный персонаж, а дракон – положительный. То есть какой-то левый чувак (Собянин?) яростно мочит все хорошее. Может быть, именно поэтому у нас в Москве все через жопу?..

Членства в ордене Подвязки можно было лишиться и за какой-то крупный проступок, которым чаще всего считался заговор против Короны – под эту формулировку можно подогнать все, что ни пожелает монарх. Вместе с лишением звания члена ордена Подвязки, человек лишался и заветного стульчика, а щит с гербом заменяли на простой белый щит. Такой особый знак: «был у нас один такой, но опозорился и потерял наше доверие».

В орден Подвязки принимали и правителей других стран. Например, в России членами ордена Подвязки становились Александры I, II и III, Николаи I и II. Петру I английский король тоже жаловал честь стать членом ордена, но Петр I благоразумно отказался, поскольку решил, что это делало его обязанным британской Короне. Вместо этого Петр I учредил свой собственный орден Святого апостола Андрея Первозванного. И правильно сделал, я считаю.

В 1992 году в Виндзорском замке случился серьезный пожар. Часть комнат вместе с бесценными предметами искусства и антиквариатом выгорела начисто. В одном крыле обвалилась крыша, проломив своим весом еще и пол нескольких этажей. Но как говорится, нет худа без добра. Реставрация привнесла в облик замка современные элементы, включая великолепный новый интерьер исторического зала Святого Георгия и Юбилейный сад, разбитый в честь золотого юбилея Ее Величества Королевы Елизаветы II. В покоях замка есть особый зал, где выставлены многочисленные фотографии королевы, сделанные самыми известными фотографами. Должен заметить, в юности эта представительница голубых кровей была очень красивой женщиной.

Кстати, про голубую кровь. Я вот когда-то где-то уже поднимал этот вопрос: насколько буквально простолюдины понимали этот тезис, и почему когда они, казнив какого-нибудь монарха и убедившись, что у него самая обыкновенная красная кровь, не свергали монархию как таковую. Откуда вообще пошло выражение «голубая кровь»? Этот вопрос я задал гидессе, воспользовавшись преимуществом сидения на первом ряду. Она ответила, что по ее скромному мнению это выражение пошло от того, что в старые времена, в отличие от крестьян, парящихся на трудотерапии под палящим солнцем, знать сидела по своим каменным замкам – чисто вампиры. У них была очень бледная изнеженная кожа, через которую отчетливо проступали вены. Венозная кровь, как известно, через кожу кажется синей – отсюда и выражение. Интересная теория и довольно убедительная, на мой взгляд.

Стоунхендж

Из Виндзорского замка мы направились к самым известным в мире камням - Стоунхенджу. Пока ехали, тетенька-гид развлекала нас байками о том, что это на самом деле за сооружение такое. Мировая наука пока не дала на это однозначного ответа, все толкуют про разное. Одни говорят, что это такое святилище друидов, тем более друиды там есть до сих пор, и что-то они там себе колдуют-друидствуют. Другие настаивают, что это такое особое место погребения мертвых, тем более что там действительно найдены кое-какие захоронения. Вокруг Стоунхенджа даже курганы особые насыпаны. Третьи связывают Стоунхендж с астрологией. В общем, споры идут до сих пор, но тетенька-гид настаивает, что она-то знает ответ. По ее словам, Стоунхендж – это ни что иное как древний календарь.

Тетенька уверенно заявляет, что в древние времена, когда человек перешел от собирательства к земледелию, ему нужно было знать когда именно сеять и собирать урожай. Пещерные хлеборобы пробовали сеять-жать и так и сяк, каждый раз запоминая положение солнца и звезд как единственный ориентир. Проще всего было засекать дни солнцестояний и равноденствий. Чтобы лучше запоминалось положение светила, нужно было как-то спроецировать его положение на некий предмет на земле. Поэтому Стоунхендж построен так, чтобы в правильные дни солнце располагается на одной линии с некоторыми дырками между камнями Стоунхенджа.

Камни, из которых сооружен Стоунхендж, представляют отдельный интерес. Дело в том, что таких больших каменюк в округе не водится. Небольшие внутренние камни добыты из залежей песчаника неподалеку, а внешние булдыганы были доставлены из южного Уэльса, находящегося от Стоунхенджа почти в 400 километрах. Не совсем понятно, как именно их доставляли, но самое логичное предположение, что они приплыли на плотах по реке Авон.

Исследования тайн Стоунхенджа не прекращаются до сих пор. Например, совсем недавно некий исследователь по фамилии Робинсон трезво рассудил, что древние люди, построившие Стоунхендж, должны были жить неподалеку, и наверняка оставили после себя какие-то особые свидетельства. Догадка была тем более весомая, что эти люди должны были жить поближе к источнику пресной воды, и река Авон была для этого как нельзя кстати. Поэтому дяденька Робинсон начал ходить туда-сюда вдоль реки и однажды набрел на то, что искал. В нескольких километрах от Стоунхенджа он нашел остатки другого Стоунхенджа, только деревянного.

Там же были обнаружены остатки древнего поселения на одной стороне реки и довольно крупное древнее кладбище на противоположной стороне. Хитрое расположение кладбища связано с верованием древних людей, что мертвецы могут вылезать из могил и ходить жрать живых людей чисто зомби. Но мертвецы не могут перейти через текущую воду, поэтому хоронить усопших нужно на противоположном берегу, тогда можно спать спокойно – враг не пройдет.

В общем, много всяких баек наплела нам тетенька-гид. Правда, из ее рассказа я так и не понял, зачем для проекции четырех положений солнца понадобилось громоздить такое мегалитическое сооружение. Тем более, что никакой информации об обжигающих открытиях мистера Робинсона я в Интернете не нашел. Так что: за что купил, за то продал. К тому же тетенька все это рассказывала по-английски, может, я что упустил или перепутал. Я вообще удивился, что я откуда-то знаю, как по-английски будет «солнцестояние», «равноденствие» и «песчаник». Главное, что я воочию посмотрел на мега-камни и сфотографировал живого друида. Поставил очередную галочку в своем резюме путешественника, так сказать.

Оксфорд

В Англии есть два главных учебных заведения, которые располагаются в городках Оксфорд и Кембридж. Городки крепко «дружат» друг с другом, поэтому тетенька-гид просила нас в разговорах не употреблять название конкурирующего города а называть его просто «другой город». Прямо как в «Гарри Поттере»: тот, чье имя называть запрещено. Смешно.

Оксфордский университет является вторым старейшим учебным заведением в мире после Болонского университета. Университет Оксфорда организован совсем не так, как организуются университеты в нашем понимании. Взять для сравнения хоть МГУ. Там на общей территории университетского городка находятся разнообразные факультеты, порой занимающие отдельные здания. Соответственно, толпы студентов учат там строго определенные предметы. Здесь же весь Оксфорд сам город является университетским городком, на территории которого располагаются 39 колледжей, в которых учат всему, что только можно. В колледжах этих не приветствуются толпы студентов: лучше всего, когда группы состоят не более чем из 10 человек, а совсем замечательно, если это будут 5-6 человек. Ученый совет полагает, что в небольших группах студенты могут раскрыться полнее, и они будут иметь гораздо лучший контакт с преподавателем. То есть будут лучше учиться. Считают так не без основания, ибо Оксфордский университет подарил миру около 50 Нобелевских лауреатов. Наверное поэтому и такие цены на обучение. Интересно, сколько Нобелевских лауреатов подарил мировой науке МГУ…

Естественно, осмотреть все 39 колледжей мы не имели физической возможности. К тому же внутрь туристов тоже просто так не пускают. Я успел посмотреть на Крайст-Чёрч колледж, в котором в частности учился гражданин Чарльз Лютвидж Доджсон. Этот студент как-то раз катал на лодочке по реке Темзе дочь декана своего колледжа по имени Алиса и рассказывал ей всякие небылицы про девочку, которая провалилась в дыру в земле, преследуя кролика, и попала в волшебную страну. Чуть позже студент Чарльз Доджсон записал свою сказку на бумагу и издал ее, взяв себе псевдоним Льюис Кэролл.

Также я сходил посмотрел Эксетер-колледж, в котором учился и придумывал свое Средиземье Джон Толкин, а также колледж Магдалины, где учился его друг и соперник Клайв Льюис, изобретатель Нарнии. Я даже потрогал фонарь, под которым он это придумывал и скульптурку льва, который послужил творческим импульсом для изобретения Аслана из «Льва, колдуньи и платяного шкафа». К сожалению, пойти пропустить кружечку в известнейшем баре «The Eagle and Child», в котором зависали и квасили Толкин и Льюис, у нашей туристической группы не было времени. Прошелся я по известной Тропе Мертвецов – аллее, по которой проходили похоронные процессии от синагоги до еврейского кладбища. Убедился, что даже в Оксфорде есть нищие попрошайки: наверное, отчисленные скубенты. С удивлением узнал, что Оксфорд – город-побратим нашей Перми.

Под конец экскурсии тетенька-гид минимум на полчаса застряла около оксфордской достопримечательности Ротонда Радклифа – одного из зданий древней библиотеки. Нам пришлось топтаться на месте под моросящим дождем и слушать очередную историю как кто-то кото-то душил, резал, пытал и вешал. Особо отличилась на этом поприще Мария Тюдор, которую за ее неуемное душегубство народ прозвал ее Кровавой Мэри. Истовая католичка, она в частности ввела на английской земле позаимствованные у своего папаши испанца идеи инквизиции: сжигать людей на кострах за любое отступление от католических догматов. На том месте, где мы стояли, несколько веков назад горели на кострах еретики.

Тетеньке-гиду конечно, было что рассказать, и рассказчик она хороший. Но при стремительно темнеющем небе лично мне вместо того, чтобы слушать про очередную отмороженную душегубку, было намного интереснее побродить по окрестностям, пофотографировать еще хоть что-то кроме Ротонды Радклифа. А про подвиги Марии Тюдор можно и в книжке почитать при желании. К сожалению, больше ничего интересного в Оксфорде я не посмотрел, что смазало впечатление от экскурсии. Пришлось развлекаться с фотиком на обратной дороге, где я сделал художественный – как мне кажется – кадр светофора через лобовое стекло автобуса.

Поездка в Англию, часть 1
Поездка в Англию, часть 2
Поездка в Англию, часть 3
Поездка в Англию, часть 4
Поездка в Англию, часть 5
Фотоальбом поездки в Англию

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru