Таланты Эндера были известны с самого его рождения, поскольку его старшие брат и сестра Питер и Валентина тоже подавали большие надежды. Оба ребенка не годились в полководцы, хотя и по разным причинам: Питер уродился слишком жестоким и тщеславным, а Валентина наоборот, мягкой и человечной. И то и то не годится для главнокомандующего армией Земли. Поэтому, несмотря на строгое ограничение рождаемости на перенаселенной Земле недалекого будущего с лимитом в два ребенка на семью, правительство дает разрешение одной паре на рождение третьего ребенка, который, как предполагалось, воплотит в себе лучшие качества. Этим ребенком и стал Эндер.
В учебке Эндер был самым маленьким и потому самым физически слабым, но его внутреннему стержню позавидовали бы иные взрослые. В какое бы враждебное окружение ни попадал Эндер, он быстро завоевывал искренне уважение боевых товарищей и обретал истинных друзей. Друзья в итоге и помогли Эндеру сделать статистически невозможное: громить раз за разом превосходящие силы жукеров в серии обучающих игр, которые в итоге оказались совсем не тем, что предполагали дети…
Фильм «Игра Эндера» поставлен по мотивам нашумевшей в свое время одноименной книги писателя Орсона Скотта Карда. Я ее прочитал около года назад и остался под большим впечатлением. Мой отзыв о книге можно прочитать здесь. Я очень переживал, что Голливуд в очередной раз все изгадит и по отличному сюжету слепит тупую «клюкву». Немного обнадеживало присутствие фамилии Карда в списке продюсеров фильма. К сожалению, моим надеждам не суждено было оправдаться. Написанное далее может быть непонятно или неинтересно читать тем, кто не знаком с книгой. Но если вы ее до сих пор не читали, то сами виноваты.
Сомнения в способности авторов фильма адекватно перенести книгу на экран у меня зародились буквально с первых кадров, где у Эндера из шеи выдернули некий вживленный гаджет. Что это, зачем он нужен, почему это было так важно для Эндера, в фильме не упоминается. Почему «обиженный» им старшеклассник наехал именно после удаления импланта – тоже не разъясняется. Тем временем в книге этот девайс используется для выпуклой характеристики мироустройства Земли недалекого будущего. На готовящейся к межпланетной войне Земле тоталитарный строй, у власти триумвират Стратега, Полемарха и Гегемона, все мировые религии признаны вредными и потому законодательно запрещены, жесткий контроль рождаемости, всем детям с младенчества внедряют специальные датчики. Они позволяют операторам отслеживать черты характера, поступки и чуть-ли не мысли детей, выявляя в них черты лидеров, полководцев. Чем дольше ребенок носит датчик, тем дольше он интересен военным, и такой киндер может надеяться в будущем встать в один ряд с тремя высшими правителями Земли. Ну а коли у тебя изымают датчик, значит ты провалился, ты никогда уже не сможешь пробиться в элиту общества. Изъятие датчика означает приговор, клеймо пожизненного лузера. В фильме это вообще никак не раскрывается. Непонятно, зачем вообще тогда вставляли этот эпизод. Подозреваю, спецэффект ради спецэффекта.
Описание устройства мира, которое я всегда считаю ключевым для раскрытия сюжета. Здесь его отсутствие обесценивает разные мелкие фишки, щедро рассыпанные автором книги и механистически перенесенные на экран. Например, теряет смысловую нагрузку пожелание «Шолом » Эндеру от его друга Алаи. Если знать про запрет религий, то такое пожелание не вызывает никакой реакции. А ведь для Алаи оно было священным, этим словом он как бы открыл себя для Эндера, как делают только очень близкие люди. И такое вот непонимание важности мотивов и поступков, или же наплевательское отношение к смыслу идет красной нитью через весь фильм. Хотя самому ничего придумывать не нужно, в книге все разжевано.
Некоторые могут возразить: чтобы все досконально изобразить, нужно снимать не фильм, а сериал. Не соглашусь ни разу. Вот есть на свете, например, отличный фильм «Эквилибриум», в котором создатели уложились еще в меньший хронометраж, и при этом создали отличную атмосферу тоталитарного антиутопического будущего. Я считаю, дело тут вовсе не в хронометраже, а в таланте. И не нужно все изображать досконально. Нужно показать самое главное, самое важное. Иногда достаточно одной единственной фразы, чуть-ли не намека, и яркая характеристика готова.
Многие важные сюжетные линии книги упразднены полностью, либо сокращены донельзя. Совершенно не раскрыта линия брата и сестры Эндера. А ведь Питер был главным антагонистом Эндера, и стал он – не много не мало – новым Гегемоном Земли. Друзья Эндера, у каждого из которых в жизни Эндера была заметная роль, превратились в статистов. Особенно это заметно на Алаи и Бобе. Их вообще можно было объединить в одного персонажа: для слепленного в один бесформенный комок сюжета это скорее было бы плюсом. Типа есть друг, один, зато близкий. Хоть чем-то запомнился бы.
С передачей внутреннего мира Эндера в фильме еще большие проблемы. Вот честно, не читай я книгу, ни в жизнь бы не въехал, благодаря чему этот заморыш с пол-пинка завоевывал уважение, обретал друзей, стал лидером с непререкаемым авторитетом, что даже взрослые не смеют вмешиваться в ход событий, даже если считают, что дело идет к катастрофе. Я периодически видел невоспитанного своенравного мальчишку, препирающегося со взрослыми из-за казалось бы пустяков. Нет, это не спаситель человечества.
Остальные персонажи не многим лучше. Полковник Графф в исполнении ветерана Харрисона Форда – обычный «сапог», слепо уверовавший в сверх-способности Эндера. У него на все доводы и замечания других военных специалистов ответ один: Эндер лучший, Эндер справится, Эндер избранный. Прямо Нео и Морфеус. От хитрой, изворотливой и расчетливой твари из книги нет ничего. Герой первой войны с жукерами Мейзер Ракхейм, которого играет другой хороший актер Бэн Кингсли, вообще для мебели. Убери его из фильма – ничего не изменится. А в книге он сыграл в тренировке и мотивации Эндера ключевую роль. Про остальных и сказать нечего – манекены.
Экранизация «Игры Эндера» страдает и чисто техническими огрехами реализации. Я не говорю про спецэффекты – с ними, как всегда для Голливуда, все хорошо. Вот только учебная станция висит на геостатической орбите над Землей, хотя в книге ее местоположение было одним из величайших секретов властей Земли. Астероид с офицерской учебкой был такой же тайной, его местоположение скрывалось даже от учеников. А в фильме лупят прямым текстом: мы находимся рядом с миром жукеров, планетоид мы отвоевали в ходе таких-то боев. И так далее. Я не говорю, что это как-то портит фильм. В конце концов, не суть важно, в каком именно секторе космоса болтается космическая станция. Но почему слепили отсебятину, когда можно было просто следовать книге – не ясно.
Лично я не понимаю, зачем был снят этот фильм, и на кого он рассчитан. Прочитавшие книгу ругаются вслух и генерят подобные этому опусы. Не читавшие книгу не имеют возможности оценить прелести порубленного на куски и слабо связанного сюжета. Любители фантастики найдут для просмотра фильмы и получше. Подросткам, составляющим основную массу зрителей в кинотеатрах, будет не сильно интересно смотреть на кувыркающуюся в невесомости малышню. Ведь никаких особых космических баталий «Игра Эндера» предложить не может. При бюджете в 110 миллионов долларов, фильм собрал чуть больше 120. Это провал. Если оценивать «Игру Эндера» просто как фантастический боевичок, то фильм на четверочку с минусом. Но как экранизация отличной книги – это жирная двойка. Продюсер Орсон Скотт Кард не помог сделать экранизацию лучше.
Режиссером «Игры Эндера» значится некий гражданин Гевин Худ. В его послужном списке есть невнятный «Люди Х. Начало. Росомаха» и несколько телефильмов, плюс десяток актерских работ в ролях чуть более заметных, чем у статистов. Как подобный профессионал получил в свои руки такой материал, остается только догадываться. Плоды гениальной режиссуры – на ваших голубых экранах.
Subscribe by Email
Follow Updates Articles from This Blog via Email
1 Comments
Интересный обзор! Евгений, спасибо что не забываешь блоГ) Ждем отчет о поездке в Италию.
Reply DeleteПривет с Украины)