вторник, 16 июля 2013 г.

thumbnail

«Человек из стали» («Man of steel»)

- Кал, я твой отец!
(цитата из фильма)

В далекой-далекой галактике, на планете Криптон живут инопланетяне, очень похожие на людей. Основным отличием двух рас стал способ зачатия детей. Земляне до сих пор делают все по старинке, негигиенично: дрыгаясь, постанывая и корча комичные физиономии в надежде, что в результате у них вырастет что-нибудь приличное. А вот толковые криптонцы дело поставили на научные рельсы: дети у них производятся в пробирках, чисто как в «Матрице», и в каждый эмбрион на генетическом уровне зашивается его будущее призвание. Кто будет великим ученым, кто великим полководцем, а кому-то может даже выпасть часть стать великим дворником. Призвание детей криптонских находится в особой матрице, который почему-то выглядит как сильно поврежденный череп.

Но как и человечество, криптонцев преследуют проблемы, аналогичные земным: безудержная эксплуатация природных ресурсов Криптона приводит к чудовищной экологической катастрофе и, в конце концов, к взрыву. В преддверии грядущего апокалипсиса главный ученый (Рассел Кроу) вместе с женой идет на аморальный шаг и зачинает себе ребенка по-старинке. Не иначе, ставил бесчеловечный бескриптонский научный эксперимент. Ради спасения своего новорожденного отпрыска, ученый прорывается на родильную ферму паркур-style, крадет матрицу профессий, вкладывает их все в своего уже родившегося(!) сына и отправляет того на космическом корабле в поисках планеты поспокойнее.

Распоясавшегося ученого пытается усмирить лучший воин планеты Криптон генерал Зод (Майкл Шеннон), которому для наведения порядка приходится даже поднять на восстание армию. Но нашему ученому все нипочем, он сходится с лучшим воином планеты в рукопашную, забарывает его на раз и таки исполняет свой коварный план, заодно вмонтировав в корабль с сыном свою виртуальную личность. Генералу Зоду ничего не остается кроме как пырнуть ученого пером под ребра. Восстание генерала было подавлено, демократическое правительство Криптона назначило ему и подельникам пожизненный цик с гвоздями, выслало Зода на корабль-тюрьму и храбро взорвалось на сколлапсировшей планете.

Поскольку Криптон взорвался, с него перестало поступать электричество на корабль-тюрьму. Камеры корабля открылись, объявленный преступником генерал вместе со своими сообщниками выбрались на свободу и отправились в глубины космоса разыскивать старый форпосты своей расы в надежде, что к одному из них пристал корабль с матрицей профессий, которая позволит Зоду восстановить расу криптонцев в новом лучшем мире…

***

Не сделаю никакого открытия, если скажу, что кинофильм «Человек из стали» поставлен по мотивам комиксов (или графических романов) про Супермена. Американский обыватель, который является основной целевой аудиторией Голливуда, впитывает комиксы вместе с молоком матери. Одним из первых героев комиксов, с которыми знакомится маленький американец, это Супермен. Насквозь положительный герой, цельная личность, который на личном примере учит маленьких читателей Америки, что такое хорошо и что такое плохо. Когда же читатель достигает возраста подростка, на смену Супермену приходит, например, Человек-паук со своими чисто подростковыми проблемами: первый поцелуй, тайная влюбленность, вопросы взросления и поиска своего места в мире взрослых. Есть комиксы, рассчитанные на взрослых дяденек («Каратель», «Город грехов», «Блэйд»), есть комиксы для взрослых тетенек («Рыжая Соня», «Электра»). Есть даже комиксы для американских пенсионеров («РЭД»).

Фабрика грез, естественно, не может оставаться в стороне от столь прибыльной темы. Клепают фильмы по мотивам комиксов пачками и распространяют по всему миру. Воспитанные на комиксах американские зрители всей семьей бегут в кинотеатры посмотреть на новые приключения героев своего детства. Поэтому такие фильмы собирают отличную кассу. Голливуд разрабатывает золотую жилу давно и плодотворно. И хотя в нашей стране жанр комиксов (или графических романов) отсутствует как класс, с их героями отечественный зритель хорошо знаком также благодаря Голливуду.

И вот нас порадовали новой экранизацией Супермена. Честно скажу, на «Человека из стали» я шел с некоторым предубеждением. Как раз потому, что уж больно детский он герой. И только имена Зака Снайдера в качестве режиссера, Дэвида Гойера в качестве автора сценария и Кристофера Нолана в роли продюсера некоторым образом мотивировали – эти дадут, так дадут! И они действительно дали, но как-то не очень.

С точки зрения экшена и спецэффектов все на крепчайшую пятерку: скачут, летают, дерутся, крушат небоскребы просто-напросто эталонно. Действие практически не останавливается, в редких промежутках между яростными зарубами главного инопланетника с отрядом генерала Зода нам ненавязчиво раскрывают мотивы поступков и характера Супермена, в том числе при помощи флэшбеков в детство маленького пришельца, воспитанного земными приемными родителями (Дайан Лейн и Кевин Костнер).

К сожалению, все портит незрелость большинства сюжетных решений. Когда подобные фильмы смотрит взрослый дяденька, возникают всякие нехорошие вопросы. Вот лишь некоторые из них.

Зачем было столь героически бессмысленно погибать всему населению Криптона, если они давным-давно разослали по космосу скаутов и основали форпосты, а то и колонии? Планета у них ведь не за день взорвалась, внутренности разрушались столетиями – было время подготовиться. Не знаю уж, как это обосновано в комиксах (не читал, но думаю, что никак), но обоснование в фильме, что во всем виновато близорукое правительство, не прислушившееся к ученым – курам на смех. Это тебе не мифическое глобальное потепление, тут буквально земля из-под ног уходит, причем у всех.

Непонятно что случилось со всеми форпостами и колониями криптонцев на дальних планетах. Почему-то все они зачахли и вымерли. Нам даже показали такую колонию, судя по всему, на одном из спутников Сатурна, куда высадился экспедиционный корпус генерала Зода. Некоторые жители колонии явно умерли не своей смертью. Что это было: умственное расстройство или прекращение дотационного финансирования для депрессивного региона неясно, авторы не запариваются такими вещами. Откуда взялся инопланетный корабль во льдах Антарктиды, авторы тоже не спешат дать ответ. На кой хрен теплолюбивым гуманоидам основывать колонию на насквозь промерзших задворках солнечной системы, когда под боком планета с идеальным климатом, а разумная жизнь в зачаточном состоянии еще сидит по пещерам? Лучи из глаз, конечно, важны для сюжета, но трагедия гибели целой цивилизации, чьей последней надеждой могли стать именно эти форпосты, интереснее, на мой взгляд. Авторы же ведут себя примерно так: мы вам показали следствие, а до причин сами додумывайтесь, коли охота. А мы экранное время лучше посвятим лишнему спецэффектному полету мужика в трико.

Очень странно выглядело обретение Кларком Кентом его сверхспособностей. Искусственный интеллект его биологического отца от души порадовался тому, что Кларк стал таким сильным благодаря свежему земному воздуху, солнцу и ветру. То есть изначально продвинутый ребенок рос в благоприятных экологических условиях, вот и вырос большим и сильным. Но с какого бодуна суперсилу немедленно обрел инопланетный десант во гласе с генералом Зодом, которого без его дыхательной смеси колбасило не по детски? И с каких харчей ботаник папка на Криптоне чуть не забил генерала до смерти голыми руками, а всяко более продвинутый отпрыск еле-еле одолел военного из последних сил?

И еще раз: именно земная атмосфера давала всем криптонцам суперсилу, включая даже такую фишку как полеты. На Криптоне никто ничем таким похвастаться не мог. Так какого хрена колонисты не колонизировали Землю давным-давно, а передохли дожидаясь, когда здесь развилась и возмужала собственная цивилизация??? Наверное затем, чтобы авторы фильма могли Нью-Йорк поэффектнее порушить.

Про бунт генерала Зода на этой почве и говорить не стоит, настолько лубочно выглядит. Авторам картины невдомек, что армия и солдаты – суть отдельная от остального общества каста. И если во главе ее стоит мощный авторитетный лидер, то вся армия поддержит его, независимо, поддерживает ли сам лидер свое правительство или противостоит ему. Именно поэтому военные перевороты столь частое явление в истории. Смотреть на харизматичного бунтаря генерала Зода с его «могучей кучкой» в «Человеке из стали» без саркастической улыбки невозможно. Кстати, чего он так вцепился в эту матрицу способностей? Ну нельзя без ее помощи вырастить узких специалистов из эмбрионов, ну и что? Можно восстанавливать популяцию старым-добрым естественным способом. Половые органы не атрофировались, яркий пример ученого Рассела Кроу перед глазами. Тем более, что главной помощницей у Зода была такая гарная дивчина. А так – подохли все ни за грош, и капец криптонской расе.

Особо «порадовало» решение Суперменом вопроса генерала Зода. Весь фильм они крушили телами друг друга дома и небоскребы, разворотив половину Нью-Йорка; вбивали головы в асфальт; бросаясь друг в друга железнодорожными локомотивами и т.п. То есть казалось бы, крепкие парни, которым все нипочем. Но для генерала Зода все закончилось тем, что Супермен свернул тому шею. КАК??? Немедленно вспомнилась старая шутка-парадокс: «Способен ли всемогущий Бог создать столь тяжелый камень, который сам не сможет поднять?».

Вы скажете: это же комикс, чего придираешься? Да комикс, да придираюсь. Если не обращать внимания на россыпи глупостей и натяжек, в «Человеке из стали» придраться не к чему. Но именно эти косяки здорово портят впечатление от фильма. Субъективно фильм далеко не столь интересный, как, например, недавние «Мстители», рассчитанные на ту же аудиторию. Особо коробит здесь то, что и «Хранители» Зака Снайдера, и «Темный рыцарь» Кристофера Нолана можно назвать эталонными экранизациями графических романов для взрослых. Можно лишь догадываться, что за шедевр мог выдать сей творческий тандем, будь в их распоряжении другой материал. А «Человек из стали» выглядит как попытка перевести детсадовского Супермена во взрослую лигу. Результат выглядит так, будто на подростка пытаются натянуть детские рейтузы. С соответствующим результатом. Кому это понадобилось, не знаю.

Отдельно хочу «поблагодарить» мастеров отечественного дубляжа. В самом драматическом моменте весь зрительный зал ржал над криптонским именем Кал, которым наши дубляторы наградили Супермена. Я понимаю, в оригинале его имя и правда Kal, только в английском языке оно не имеет фекального подтекста. Могли бы изменить на Кэл – никто бы не заметил, но у наших дубляторов своя гордость. Ну и фраза «Мы сделали это» в наличии, куда же без нее! На фронтах дубляжа все без перемен.

При всем при этом рейтинг imdb у «Человека из стали» аж 7.7, что очень хорошо. Я со своим брюзжанием опять явно в меньшинстве. Поэтому можете смело идти и приобщаться к отличной кино-реализации одного из самых широко известных комиксов. Нижняя чакра гарантировано получит удовольствие. Лично же я разочарован. Криптонское имя главного героя не подвело – верный был знак.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

4 Comments

avatar

Спасибо! Давно нас не баловал обзорами фильмов) Вероятно, комикс для стариков Рэд-2, будет поинтересней!

Reply Delete
avatar

Более-менее разгреб дела, теперь времени на блог побольше будет. На очереди обзоры еще по крайней мере двух фильмов. Да и тему поездки в США нужно закрывать...

Reply Delete
avatar

Спасибо за труд! Жаль что не пишешь о личной жизни, что там и как... Блог читаю с самого его основания, ранее ты как то уделял личному место на блоге, сейчас нет(

Reply Delete
avatar

С личным все прекрасно, а не пишу чтобы не спугнуть счастье. :)))

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru