вторник, 17 декабря 2013 г.

thumbnail

Поездка в США, часть 12 (последняя)

Нетерпеливые товарищи на местах мне пеняют, что мои заметки путешественника по США пишутся слишком уж долго. С одной стороны, замечание справедливое, ибо не так уж интересно читать про событие спустя полгода и больше. С другой стороны, на руках очень много материала, которым хотелось бы поделиться, а времени на писанину не хватает. Ну и про вдохновение не будем забывать! Лично у меня написание одной А4 страницы текста занимает от получаса до часа. Вдумчиво осветить впечатления от того же Лос-Анжелеса, например, это работы на пол-дня. Все нетерпеливые отныне могут расслабиться – это последняя заметка в серии.

Хлеб и зрелища
Еще в Нью-Йорке, я обнаружил вывеску ресторана под названием Bubba Gump Shrimp Co. Если кто не помнит, именно так назвал свою компанию по добыче креветок герой романа Уинстона Грума и фильма Роберта Земекиса Форрест Гамп. Оказывается, в 1996 году какие-то предприимчивые дяди воспользовались популярностью книги и фильма и основали в Калифорнии сеть ресторанов морепродуктов с таким названием. Естественно, специализируются они на блюдах из креветок по заветам Баббы, но можно там поесть и рыбных и мясных блюд. В наличии имеются и бургеры – куда же без них. Я как большой любитель морепродуктов заседал в Bubba Gump Shrimp Co. несколько раз, отведал всякие разные блюда. Авторитетно заявляю: вкуснее креветок я в жизни не ел. Так что США «не бургером единым…».

Пока заседал, посмотрел по телевизору трансляцию американской национальной забавы бейсбол. Народу эти соревнования собирают – караул, звезды бейсбола почитаются великими спортсменами. Их физиономии уже сотню лет печатают на карточках, народ их яростно коллекционирует, а за некоторые карточки выкладывают суммы с шестью нулями. Голливуд кучу фильмов на тему бейсбола наснимал, иногда очень даже достойных. Из недавнего могу вспомнить «Проблемы с крученым мячом» («Trouble with the curve») с Клинтом Иствудом – не знаю, как его название наши умельцы «локализовали».

Несмотря на бешеную популярность бейсбола в США, во всем остальном мире про него никто толком не знает. По крайней мере, не знают правила («Кто на первой базе?» (с)), максимум, известно, что бейсбол это разновидность лапты. Помнится, я в свое время на игровой приставке даже в него играл, и даже что-то выигрывал. Но понять правила я так и не осилил. Темп у игры очень рваный: ударили по мячику, побегали 10 секунд, а потом несколько минут, гарцуя перед телекамерами, шлепают друг друга по задницам, сплевывают и почесывают пах. Смотреть на это по центральному телевидению несколько странно, переживать за действо не получается. Даже корриду смотреть интереснее. Бейсбол – не для меня.

По ходу продолжительного моего путешествия, по вечерам заходил я пропустить стаканчик пива или вина в бары, и пару раз даже затоварился в алкогольной лавке. Несколько раз продавцы радостно сообщали мне, что без предъявления документов, они алкоголь не продают. Нет, я, конечно, неплохо сохранился для своих лет, но плешь на макушке как-бы намекает, что мне уже есть 21 год. Но продавцы стояли на своем, приходилось возвращаться в номер за паспортом. Помню, в вашингтонском баре за барной стойкой рядом сидел негр преклонных годов. Он сообщил, что хоть и весь седой, у него в алкогольных магазинах документы требуют постоянно. Смешные они все-таки.

Вино и прочий алкоголь в Штатах продается строго в выделенных магазинах. Я покупал местное, происхождения долины Напа – главной винной местности США. Памятуя о дешевизне вина в Европе - 4-5 евро за бутылку приличного вина в испанских минимаркетах – купил пару бутылок красного и розового по цене примерно 10 долларов за бутылку. Притащил в мотель, откупорил, дал подышать, налил, пригубил. Толи просто не повезло с выбором, толи индус в алкогольной лавке торгует паленым, толи за такие деньги в Америке ничего путного не продают, толи я привык к европейским понтам. Но в результате и красное и розовое из долины Напа после нескольких глотков отправилось в канализацию. От далеко идущих выводов про американское виноделие я пока воздержусь, но звоночек тревожный.

Кстати, раз уж я упомянул про отели. В США есть два типа гостиниц: отели и мотели. Отель, это как раз гостиница в нашем понимании: многоэтажное здание с фойе, рестораном, конференц-залом и относительно номерами. Мотель же представляет собой одно-двухэтажное строение, где двери номеров выходят на улицу. Поесть там толком негде, зато номера по площади обычно раза в два превышает отельные, и снабжены здоровенными кроватями. У меня, насмотревшегося голливудских фильмов, против мотелей было предубеждение: что там везде притоны, скрывающиеся от правосудия бандиты, использованные шприцы и мертвые шлюхи под матрацем. На деле оказалось, что не так страшен черт: номера очень приличные, белье стелют чистое, вода льется горячая. Бандитов замечено не было. Если и были какие-то проблемы (например, в ЛА нас заселили в неприбранный номер), на ресепшене оперативно решали вопрос. Не то что, как я в Лондоне два дня без толку просил лампочку в ванной вкрутить, чтобы в темноте не мыться.

В крупных городах восточного побережья, таких как Нью-Йорк и Вашингтон, мотелей почти не встретишь – разве что на периферии. А вот в Лос-Анжелесе, Лас-Вегасе и Сан-Франциско, я жил именно в мотелях, притом, что стояли они практически в центре. Города это малоэтажной застройки (не считая деловых центров с небоскребами), поэтому мотелям там самое раздолье. Мотелям тоже присваивают условные звезды. Я старался брать звезд побольше, чтобы избежать «притонов», тем более, что цены за постой умеренные.

Люди
Под конец я хотел бы поделиться некоторыми глубоко субъективными впечатлениями об увиденном и услышанном в Соединенных Государствах Америки.

Сущность любой страны это, безусловно, люди. Население. Нация. Народ, если хотите. Я часто по долгу службы общаюсь с иностранцами, и в неформальной беседе иногда интересуюсь, как они видят нас, русских. Как оказалось, рядовой иностранец обычно подвержен дурацкой идеологии. Типа у нас всегда снег и мороз, а медведы ходят по улицам в ушанках, бренчат на балалайках и пьют водку из горла. Приехав в Россию лично, у большинства рвется шаблон. Конечно, обо всей России по одной Москве судить нельзя, и кое-где, возможно, медведы и правда настолько продвинутые. Еще многие иностранцы говорят о «широте русской души», но при этом отмечают, что народ мы довольно говнистый по своему характеру в плане уважения к закону и вообще. Очевидно, поездили на автомобиле по улицам Москвы.

Аналогично и мне, поносившемуся галопом по америкам, непросто раскрыть глубины американского человека, но общим впечатлением поделюсь. Первое, что бросается в глаза: американцы очень вежливы. Уже писал об этом факте, но не грех повторить. Например, зашел я в Нью-Йорке в большой книжный магазин Barnes & Noble. Стою глазею на полку, посвященную знаменитым музыкантам. А тут какому-то человеку нужно между мной и полкой пройти. Американец подходит осторожно, останавливается примерно в шаге, говорит «Excuse me» и быстро прошмыгивает между мной и стеллажом. Очевидно, он осознает, что создает мне помехи в разглядывании и выборе книг. Поэтому заранее попросил прощения и постарался свести причиняемые неудобства к минимуму. Или едешь в метро, вагон дернется, тебя случайно заденут локтем и почти всегда скажут «I'm sorry». А у нас в вагоне тебе все ноги в толпе истопчут, треснут сумкой по коленке и промолчат, будто так и надо.

Кстати, мне тут задавали вопрос, чем отличается «Excuse me» от «I'm sorry», и какую фразу в каких обстоятельствах следует говорить. Из примера выше как раз должно быть понятно: «Excuse me» обычно говорят, когда лишь намереваются причинить неудобство, а «I'm sorry» говорит о том, что человек сожалеет об уже свершившемся факте.

У меня никакого негатива от общения с американцами не осталось (кроме того случая в кабаке в Вашингтоне в день гнусной выходки братьев Царнаевых в Бостоне). К русским отношение позитивное. Хотя я думаю, что дело здесь не во мне, а в том, что я общался в основном с представителями сферы обслуживания, а им быть вежливыми с клиентами предписывают правила. В общем, если ты сам доброжелателен и вежлив, то к тебе будут относиться соответственно. Это, кстати, относится не только к США.

Иногда на глаза попадались шикарные персонажи. Помню, один раз на выходе из метро в Нью-Йорке стоял молодой негр гопник. Джинсы спущены натурально до колен, семейные труселя не то, что торчат – они буквально кричат о себе. На теле – рваная белая майка-алкоголичка, на шее в пять слоеав цепей и побрякушек, на голове теплая шерстяная шапка. Чувак был укуренный в хлам, побирался, хотя на бомжа ни разу не похож. Очень колоритный был персонаж, нашим гопникам до американских собратьев расти и расти. Я все порывался его сфоткать, но решил не нарываться – фиг знает, чего от такого кекса ожидать. Но основная масса людей одевается стандартно, примерно как мы. Только в мехах никто не рассекает.

По улицам американских городов массово ходят различные религиозные активисты или, проще говоря, фанатики-сектанты. Ряженые в рясы граждане самых разных рас ходят толпами, голосят религиозные кричалки и машут плакатиками типа «Покайтесь, грешники!» и «Иисус, да покарает вас!». Мне это казалось диким, но местные не обращают на этих крикунов никакого внимания. Видел я и кришнаитов в Лос-Анжелесе: эти перцы выглядят точь-в-точь как у нас: бритые черепа в оранжевых балахонах. Униформа у них такая. Чего все они хотят – непонятно, судя по всему, пожертвования собирают. Кстати, сбор пожертвований там очень распространенная тема. Я даже видел гражданина, собирающего пожертвования для Ку-Клус-Клан. Только я не понял, это он шутил или серьезно. Негры, что характерно, не обижаются, а посмеиваются.

Законы
Кстати, некоторые читатели моей писанины остро переживают, что негров я называю неграми. Переживающим на заметку: в США определение «черный» по отношению к негру не считается оскорбительным. Это, так сказать, констатация факта: бывают белые, а бывают черные. Черные, они же представители негроидной расы, то есть негры. В английском языке наш аналог слова «негр» отсутствует (есть слово «negro», но оно несколько не о том), такие слова заменяет как раз цветовая дифференциация на черных, белых (европеоидов), желтых (азиатов) и т.д. Оскорблением является слово ниггер, то есть черномазый. В принципе, такое оскорбление является нарушением закона, за которое тебя могут и засудить.

Различные законы и запреты выпукло характеризуют американское общество. Некоторые из них регулярно высмеивал юморист Задорнов, сопровождая каждую вторую реплику возгласом «Ну, тупы-ы-ы-е!». Законы эти подчас выглядят нелепыми, но нельзя забывать, что большинство было принято еще в XIX веке, и их просто забыли отменить. Либо они были приняты затем, чтобы заткнуть некоторые прецеденты, возникшие из-за особо отличившихся граждан. Скажем, в штате Невада запрещено ехать на верблюде по скоростному шоссе, но очевидно, что на них там никто и так не ездит.

Из собственного опыта: в парке Сан-Франциско, прямо посреди поляны, я обнаружил табличку, запрещающую играть в волейбол севернее этого знака до шести часов вечера. То есть играть в футбол, бадминтон и т.п. – пожалуйста, но в волейбол – не смей! Причем только севернее от знака. Чтобы не нарушить запрет, будь добр, воспользуйся заранее принесенным с собой компасом. Ну и с часами сверься: вдруг уже две минуты седьмого, тогда – так и быть – играй в свой дурацкий волейбол на здоровье на всей площади поляны. Не так давно я воспользовался случаем и спросил на работе у одного американца, жителя Калифорнии, его мнение об этой запрещающей табличке. Он долго размышлял, но так и не нашелся с ответом. Сделал лишь пару предположений различной степени надуманности.

Штат Калифорния, в котором я провел больше всего времени, вообще является лидером по количеству нелепых законов. Например, там запрещено ношение ковбойских сапог лицами, не владеющими хотя бы двумя коровами; лизание жаб и лягушек, а также мойка автомашин нижним бельем, находившимся в употреблении. Кроме того, в городе Чико запрещено взрывать ядерные устройства в черте города (штраф $500). Поскольку я человек законопослушный, то ковбойские сапоги я не надевал, жаб и лягушек не лизал, грязными трусами машину не мыл, и ядерные устройства в черте города не взрывал – не оказалось такого под рукой.

Заключение
Настало время отправляться мне домой. Как говорится, «хорошо у вас, но пора». С утра пораньше, попрыгав по косогорам пустых улиц Сан-Франциско, я приехал в аэропорт и сдал сослужившую такую хорошую службу Nissan «Альтиму». На внутренних перелетах в аэропортах существует забавная служба: на подходе к дверям терминала путешественников встречают специальные помощники с логотипами авиакомпании на одежде. Они сами зарегистрируют тебя на рейс и оформят багаж, прозрачно намекнув при этом на небольшое вознаграждение. Я воспользовался этой платной доп. услугой, мне пяти баксов не жалко. Я только не понял, это сами авиакомпании устраивают такой сервис, или это частная лавочка предприимчивых негров. Ведь тоже самое можно бесплатно сделать в зале регистрации самому.

Добираться мне предстояло в два этапа: сначала из Сан-Франциско местным рейсом лететь до Нью-Йорка, там перебраться в другой терминал аэропорта JFK, оседлав монорельс. Аэропорт JFK устроен толково, чтобы заблудиться, нужно постараться. Обратный перелет из Нью-Йорка, увы, ничем интересным не порадовал: ни тебе пейзажей за окном, достойных кисти Айвазовского, ни даже встречи и сражения с представителями иных цивилизаций. Я всю дорогу пялился в телек в подголовнике впереди стоящего кресла. Посмотрел сто лет не виденный «48 часов», действие которого происходит как раз в Сан-Франциско. Оказалось, что город мало изменился за последние 20 лет, а виды улиц, по которым я сам на днях рассекал на авто, вызвали бурную радость узнавания. Когда приземлился в Москве, оказалось, с момента отъезда из отеля прошло более полутора суток. Во всем часовые пояса виноваты.

Какие-то банальные выводы из поездки делать не буду. Путешествие однозначно удалось, план, составленный задолго до самой поездки, выполнен на 100%. Всего лишь после трех недель пребывания в Соединенных Штатах Америки можно сказать, что США – велики. Но не в том смысле, в котором по обыкновению их принимают у нас эстетствующие либерасты и прочие больные на голову борцуны за свободу против здравого смысла. Житуха здесь еще похуже нашей, и подхожу я к измерению именно с московским аршином. Но несмотря на все то неоднозначное отношение, которое я испытываю к Штатам, нельзя не признать, что в очень многом им есть похвастаться, невзирая на всякие политические шуры-муры.

Я для себя составил следующий рейтинг по уровню интересности и обязательности к посещению. Сначала для любителей природы:
1) Долина смерти. Особенно Badwater. Никогда до настоящего времени я не видел ничего более странного и необычного. И в этой необычности – красивого.
2) Big Basin Redwood State Park. Гиганские секвойи. Сколько раз я сказал «Ни хрена себе!», глядя на стволы диаметром более 10 метров, высотой с хороший небоскреб и возрастом более 2000 лет, не осмелится сказать даже мой летописец.
3) Гранд-каньон. И этим все сказано.

Из городов более всего тронули мое сердце:
1) Нью-Йорк. Мохнатый (Манхеттен) крут до неприличия. Москва-Сити нервно сосет.
2) Сан-Франциско. Вроде и не слишком большой, и не античный городок, но трогает какой-то искренностью по сравнению с остальными. Тем более, что здесь я обалденно отпраздновал День варенья.
3) Лас-Вегас. Ну это, без преувеличения, раздутый сверх всякой меры Геленджик. Фонтаны огней и воды, толпы пьяных праздношатающихся зевак, город порока. Без своего стержня, без души, зато образец дорогущего "фантика".

Впечатлений масса, хочется поехать еще раз: доесть недоеденное, допить недопитое, досмотреть не досмотренное. Чего и вам желаю. Америка, I'll be back!

Конец.

Часть 0
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

2 Comments

avatar

Спасибо за труд! Очень познавательно! А во Францию не собираешься?

Reply Delete
avatar

Пока нет, следующая цель - Рим. Уже буквально на днях. :-)

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru