вторник, 29 июня 2010 г.

thumbnail

«Милые кости» («The lovely bones»)

Питер Джексон лежал на постели в своей спальне, почесывал пузо и лениво размышлял о событиях последних лет. Когда-то у Питера была мечта: снять кино по «Властелину колец» и забабахать свой вариант «Кинг Конга». Мечты они для того и нужны, думал Питер, чтобы мотивировать человека, в том числе и его самого на новые свершения. Поэтому Питер снимал всякий отстой типа «Живой мертвечины» и классные «Страшилы». И мечтал. Но вот, однажды, мечта осуществилась: Питер выстрелил своим «Властелином колец», а после мешка Оскаров и вагона свалившегося на него бабла он спокойно и уверенно реализовал мечту о «Кинг Конге»… Но что дальше? Питер был честен сам с собой, и понимал, что как и любая серьезная мечта эта была очень призрачной, поэтому после ее внезапного осуществления он впал в депрессию и целыми днями валялся на кровати, как сегодня. Глаза Питера лениво шарили по комнате и вдруг наткнулись на книгу на прикроватном столике жены, а по совместительству продюсера его фильмов Фрэн Уолш. От безделья Питер решил полистать…

Речь в книге шла про девочку подростка из благополучной американской семьи. Девочку звали Сюзи Сэлмон, как рыбу («salmon» – переводится как «лосось»). Мама девочки Эбигейл занималась непонятно чем, папа Джек ходил на какую-то работу, а по вечерам развлекался тем, что собирал кораблики в бутылках. Этому Джека научил его дедушка, а он передавал семейное ремесло дочке. Также в счастливой ячейке американского общества присутствовали младшая сестра Сюзи Линдси и братишка Баркли. Ну а чтобы разбавить такую пастораль, в книжке была выписана бухающая, курящая и матерящаяся бабушка Сюзи.

Однажды маленький Баркли подавился каким-то сучком и уже был готов задохнуться, но смекалистая Сюзи угнала родительский "мустанг" и домчала брата до местной больницы. Бабушка, накатив очередной стакан вискаря, поделилась со Сюзи буддийской мудростью, что раз ты спас кому-то жизнь, то жить будешь долго и счастливо. Но бабуля ошиблась – когда Сюзи возвращалась домой через кукурузное поле, ее приманил живущий по соседству с Сэлмонами подозрительный дяденька мистер Харви. Он привел Сюзи в построенную посреди кукурузного поля по собственному архитектурному проекту землянку где ее и убил.

Сюзи не сразу осознала, что рассталась с бренной оболочкой, поэтому она застряла как бы посередине между нашим миром и Небесами. Сюзи стала навещать свой дом и даже пытаться как-то коммуницировать с родителями, а также со стремной соседской девушкой-готом, которая видит мир «не так как все прочие». На той стороне к Сюзи примыкает девочка-азиатка и зазывает ее пойти уже до конца и все-таки попасть в рай, но у Сюзи есть еще здесь дела, как пелось в той песне. Она так ни разу в жизни не целовалась по-настоящему с мальчиком, хотя и успела познакомиться с одним таким гламурным подростком, который пригласил ее на свидание и даже сочинил в ее честь стишок. При жизни Сюзи, разумеется. Теперь же мальчик не сочиняет стихов посвященных Сюзи, но мутит со стремной девушкой-готом.

Родители Сюзи тяжело переживают потерю дочери. Мать находится в глубокой депрессии, и каждое напоминание о дочери, включая простое посещение ее комнаты, вызывает у нее истерику. Отец пытается найти убийцу девочки, ради чего просиживает дни в библиотеке и даже сходится накоротке с расследующим пропажу Сюзи полицейским. Мать орет на отца, чтобы тот уже оставил свои поиски и пытался жить дальше, ведь расследование полиции так ничего и не дало. Прошло еще пару лет, и тут – вдруг, откуда ни возьмись – у папы, и, параллельно, у средней дочери Линдси возникают подозрения насчет одинокого соседа Сэлмонов. Линдси даже решается проникнуть к нему в дом и выкрасть секретную тетрадочку с планом всех преступлений гадкого мистера Харви.

Оказывается, за свою карьеру серийного маньяка он успел порешить человек эдак десять, причем исключительно девочек, но так и остался безнаказанным, и даже строил некоторые планы относительно Линдси. Теперь же ему пришлось срочно избавляться от тела Сюзи, которое он хранил на память в семейном сейфе. Избавление от улики происходило самым надежным образом: мистер Харви нанял в помощь за пару баксов мужика, они дотолкали и бросили сейф с разлагающимися останками в огромную яму, не пойми откуда образовавшуюся на окраине города. Весь город пользовался этой ямой как общим могильником, и даже семейство Сэлмонов в свое время спустило туда холодильник.

За процессом избавления от тела из окна своего домишки наблюдала девушка-гот и гламурный мальчик. Сюда же эманировала Сюзи, вселилась в тело девушки-гота, поцеловала мальчика и наконец-то смогла с чистой совестью отправиться в рай. А мистер Харви избавился от сейфа, поехал в другой город и попытался подцепить очередную жертву, но был послан на три веселых буквы. После чего на него упала сосулька, отчего гадкий маньяк свалился с обрыва и свернул себе шею. Зло наказано, добро восторжествовало, конец.

- Шозанах???, выкрикнул Питер Джексон и брезгливо бросил книжку в угол спальни. На крики и грохот прибежала жена.
- О, Петя, ты прочитал мою любимую книгу! – воскликнула Фрэн Уолш. - Как она тебе?
Питер очень любил свою жену, поэтому промямлил что-то неопределенное.
- Дорогой, а давай ты снимешь по ней кино! Ты меня давно расспрашиваешь, что я хочу на День Рождения – так вот сними по ней фильм. Я и моя подружка - автор книги Алиса Сиболд будем просто счастливы! Петя, все равно ты лежишь целыми днями на диване и ничего не делаешь.
- Да, но это же совсем не мой жанр, - пытался отнекиваться Питер Джексон. – Моя стихия снимать мочилово! Зарубы карапузов с орками или спарринг мега-обезьяны с динозаврами. А здесь никакого мочилова нет. Мой зритель меня не поймет.
- Да сколько уже можно снимать мочилово!, - рассердилась Фрэн. – Пора уже расширять творческие горизонты. Исследовать психологические аспекты девочек-подростков, потерявших ребенка родителей и маньяка убийцы! Пора уже показать класс как мой любимый русский режиссер Тарковский. А если ты хочешь навертеть своей любимой компьютерной графики, то можно забацать всякую красоту вокруг Сюзи, когда она умрет. К тому же у Тарковского компьютерной графики не было, поэтому твое кино получится по-любому лучше.
- Это можно, - с некоторым энтузиазмом пробормотал Питер Джексон. Он даже не успел заметить, как внутренне согласился с новым проектом. Его воображение уже было занято рисованием красот потустороннего мира.
- К тому же у меня как раз ферма рендеринга простаивает, и народ из Weta Digital сидит в носу от безделья ковыряет, - подумал он. - А продюсировать позову Стивена Спилберга – он тоже как раз бездельничает. Правда, он на меня все еще злится за то, что я круче него снял динозавров, но мы же все профессионалы…
- Да, но я не особо умею характеры прорабатывать, - вдруг напомнил себе и жене Питер.
- Это ничего, я тебе со сценарием помогу. Если не сложится – наймем сценаристов по объявлению. А мочилово свое как-нибудь в другой раз снимешь. В общем, решено – слезай, Петя, с дивана и приступай к работе…

Должно быть, примерно так Питер Джексон дал согласие на съемки фильма «Милые кости», потому что без подобного нажима нормальный мужик с правильно функционирующей логикой снимать кино по такому материалу не стал бы. Я не случайно так подробно пересказал сюжет фильма. Да не упрекнут меня в сексизме, но то, что фильм снят по роману, причем, (судя по фильму) дрянному роману, написанному тетенькой – видно за версту. Мне давно не попадалось на глаза такого обилия соплей, сахарного сиропа и утонувших в нем зачатков логики в поступках и действиях героев.

У матери убили дочь, а муж пытается найти виновного? Она ему это запрещает, а поскольку он продолжил гнуть свою линию – ушла из дома, бросив на него двоих детей, а сама уехала в какую-то жопу собирать персики. Тетенька-автор в этой ситуации стоит явно на стороне мамы, и ей даже в голову не приходит, что случись такое в реальной жизни, муж был бы прав на все сто. Речь даже не о том чтобы искать убийцу ради мести, а хотя бы ради того, чтобы маньяк не продолжил свою кровавую жатву.

Полиция не смогла найти убийцу? Зачем ей всякими глупостями (по мнению тетеньки-автора) заниматься. Зато они тоже грустят! Главный следователь зашел в пару домов, показал фотографии и спросил, кто, где был во время совершения преступления. На этом все – ни тебе проверить алиби, ни дом обыскать. Дело ведь не в Нью-Йорке происходит, а в заштатном городишке, и понятно, что убийца кто-то из жителей. Понятно зрителям, но не тетеньке. Следуя логике тетеньки-автора, чужак, живущий в одиночестве по соседству с домом убитой девочки никакого подозрения у полиции не вызывает. А что произошло когда на папу Сюзи напал и избил чуть-ли не до полусмерти местный бугай? Полиция к нему хоть съездила навестить? Для чего вообще был снят этот эпизод? Чтобы еще немного погрустить, на этот раз над несчастным папой? Ну и когда личина маньяка все же всплыла наружу благодаря выкранной девочкой секретной тетрадочки, полиция, естественно, его упустила. Ее хватило только на то чтобы окружить желтой лентой кусты роз. Наверное, чтобы не потоптали. В общем, полиция в представлении тетеньки-автора это натуральный цирк с конями.

Папа тоже хорош! Ладно, что затеял свое собственное расследование. Но как – он сидел в библиотеке, изучал какие-то непонятные документы, и даже таскал их домой целыми коробками. Непонятно, правда, как ему дали такими кипами выносить документы из архива. На это ушло два года, а результата ноль. Зато, как только он случайно зашел в сад к соседу – сразу что-то заподозрил, да так, что начал колошматить ногами в дверь. Кстати, обратите внимание, что ни папа ни гламурный мальчик ничего толкового по поводу убийства не сделали, они только грустили - ситуацию в одиночку разруливала девочка Линдси. Показательный момент.

Не отстает и убийца. Незаметно для окружающих он умудрился вырыть посреди поля нехилую землянку с целью заманить незнакомую девочку. Вероятно, приманить девчонку на сладкую конфету даже в 70-х годах уже не канало. Или просто этот конкретный маньяк не ищет легких путей. После совершения преступления землянку он немедленно закопал. Неясно, правда, куда и как он сумел вывезти такую гору земли, и чем засыпал землянку потом.

Я вот помню, когда-то в деревне копал вместе с батей траншею, чтобы провести в дом газ. Глубина залегания магистральной трубы была примерно 2 метра. Так чтобы прокопать траншею шириной в полметра, чтобы в плечах проходить, нам пришлось наваливать горы глины выше нашего роста по обеим сторонам. А когда мы в середине декабря стали ее закапывать, то смерзшиеся горы глины пришлось колоть ломами. Вдвоем с батей мы два дня ее только закапывали, а копали гораздо дольше. Так что я знаю, о чем говорю. Маньяк был, наверное, Дэвидом Копперфильдом, раз умудрился провернуть такую же операцию глубокой осенью незаметно и в одиночку. Но тетеньку-автора такие мелочи не волнуют.

Далее, труп он засунул в мешок и положил в сейф в своем подвале и держал его там два года! Интересно, автор хотя бы представляет, какая вонища была бы в доме от разлагающегося тела? Судя по всему, не представляет совершенно, поэтому дом маньяка пахнет исключительно розами. А когда для попытки убийства другой жертвы, маньяк построил в саду рядом со своим домом шалаш, я решил, что либо я чего-то в этой жизни не понимаю, либо автор книги, непроходимая дура, раз умудрилась сочинить такое.

Поступки главной героини Сюзи анализировать даже не хочется, настолько там все плохо. Какая-то истеричная особа полтора часа сидит в беседке между двумя мирами, то безуспешно пытаясь вернуться в этот мир, то собираясь с силами покинуть его. Но она привидение – может привидения все себя так ведут. Хотя вот в фильме «Призрак», герой в аналогичной ситуации использовал свое уникальное положение, чтобы вывести на чистую воду убийцу и спасти близкого человека. Здесь же не только призрак Сюзи, но и все прочие герои, включая матерого следователя по расследованию убийств, ведут себя и разговаривают как истеричные менструирующие тетеньки - да простят меня читательницы моего блога. Смотреть противно. Судя по всему, фильм рассчитан на любителей другого гламурного трэшака: «Сумерки».

Все вышесказанное меркнет перед способом, которым тетенька-автор наказала маньяка: на него упала сосулька, он споткнулся и свалился с обрыва! Параллельно я чуть не упал с дивана, хотя лежал и держался двумя руками.

Жанровую принадлежность фильма определить не удалось. Начиналось все как сопливая мелодрама, затем начался триллер, потом поперла какая-то экзистенциальная херня, далее зачем-то вставили кусок комедийный, если не сказать буффонадный. Затем в обратном порядке до мелодрамы, а кончилось все опять экзистенциализмом. Похоже, авторы сами не понимали, что именно они снимают. Зато прекрасно видно, какими фильмами они вдохновлялись. «Милые кости» представляют собой винегрет крупного помола из «Куда приводят мечты», уже упомянутого «Призрака», «Фонтана» и «Молчания ягнят», только что без Ганнибала Лектора. От первого взяли общий сюжет картины, от второго - тему с вселением в тело ради последнего поцелуя, от третьего - всякую экзистенциальную херню, а от четвертого - все, что связано с маньяком - даже идею с землянкой оттуда уперли. Выглядит все это дешево, совершенно натянуто и ненатурально, ужас просто. Самое смешное, что это не вина авторов фильма, а автора «оригинальной» книги.

Куча разнообразных «ружей на стене» так и остались висеть, не выстрелив даже холостым. Например, для чего вначале был показан эпизод с подавившимся младшим братом? Чтобы показать, что Сюзи толковая боевая девчонка? Так почему она все оставшееся время вела себя как последняя овца? Совершенно не раскрыта тема здоровенной ямы. Какую аналогию имели в виду авторы? Или вот кем работали родители Сюзи? Ведь это в их отсутствие сын подавился так, что чуть дуба не дал. Неплохо было бы чуток познакомить зрителя с героями, пусть даже отрезав пять минут «соплей». Не раскрыта тема хобби маньяка конструировать кукольные домики – что под этим подразумевалось? Неужели, хобби для него придумали по принципу «чтобы было»? Ну и много еще чего, по мелочи.

Здесь уже пора задаться вопросом: есть ли в этом фильме хоть что-то хорошее? Отвечаю: есть. Первое – что наиболее удивительно – это сильный актерский состав, которые не халтурят, и стараются играть на все деньги. Больше всех мне понравился исполнитель роли маньяка Стенли Туччи. Этакий тютя-добряк с забавной манерой говорить, но в глазах горит пламя черной злобы и безумия. Внешний вид призван вызывать у жертв доверие, но после мало-мальского общение приходит ощущение страха и отвращения. Великолепная игра. Также порадовала бабушка Сюзи в исполнении ветерана Сюзан Сэрэндон. Не совсем типичная ее роль, но она сыграла реально классную и отвязную бабулю. Порадовало также появление Майкла Империоли, который зажигал в свое время в мега-сериале «Семья Сопрано». Правда, после крутого мужика из «Сопраносов», здесь ему достался какой-то рохля, в связи с чем у меня произошел разрыв шаблона. Выбор Майкла на такую роль считаю мискастингом, и вообще - нужно быть последовательным, и главным полицейским пусть была бы женщина.

Исполняющие роли убитых горем родителей Марк Уолберг и Рейчел Вайс понравились гораздо меньше, главным образом, потому что все два часа ходили туда-сюда без дела со скорбными минами. Утомили, хотя и не халтурили. Что-же до исполнительницы главной роли – девчонка старалась, и в целом ее игра понравилась, но на фоне матерых актерищ Туччи и Сэрэндон она смотрелась бледно. Остальные роли не запомнились ничем, за исключением гламурного мальчика, которому постоянно хотелось заехать в гламурное рыло.

Второе что понравилось, это визуальные эффекты. Все эти потусторонние миры, и все такое выполнены на самом высоком уровне. Если в предыдущем своем фильме Питер Джексон слепил мощный ответ «Парку Юрского периода» Спилберга, то здесь он зарулил по графической составляющей «Куда приводят мечты». Непонятно два момента: неужели для применения этих технологий не нашлось материала получше, и зачем нам еще одни «Куда приводят мечты»? Мне и одних хватает - лучше бы «Хоббита» начали уже снимать.

Совершенно непонятным осталось для меня название фильма. Еще до начала просмотра я гадал, что же это значит – «милые кости». В конце фильме Сюзи выдает мощную тираду на этот счет, типа что «мое дальнейшее несуществование это центр вокруг которого нарастают милые косточки отношений близких мне людей». Или что-то подобное, не помню точно. Бредовость фразы, однако, зашкаливает, и при этом не дает никакого ответа, что же она имеет в виду. Фраза никак не тянет на название, не говоря уже о том, что по-русски так вообще не говорят. Фильм я смотрел на английском языке, поэтому склонен винить за название переводчика, хотя в случае с этим фильмом любой перевод будет наименьшим их всех зол. На мой взгляд, для предания названию хоть какого-то смысла стоило перевести его как «Костяк», хотя по-английски это слово звучит как «backbone». Сайт www.urbandictionary.com, на котором собраны различные жаргонные выражения англоязычных стран, приводит значение «красивая, но очень худая девушка». В фильме Сюзи тоже была худая, но, наверное, это просто совпадение.

Обычно, через свои произведения авторы хотят что-то сказать, донести до зрителя/читателя какую-то мощную мысль. Но в случае «Милых костей» я даже представить не могу, что хотели сказать авторы. Фильм абсолютно бессмысленный, ни с одним из вышеперечисленных фильмов он не выдерживает никакого сравнения. Разве что с мутнейшим «Фонтаном». Если сравнивать его с «Куда приводят мечты», то в нем гораздо умнее и тоньше, а главное, логичнее, сюжет. Да и красот не сильно меньше. Если с «Молчанием ягнят», то там настоящий триллер, а здесь от триллера ровно 15 минут, остальное – философские сопли с сахаром. Но главное: все упомянутые фильмы, они про взрослых и для взрослых. А «Милые кости» явно ориентирован на девочек подростков, и только. Вроде бы подтянули хороших актеров, проверенного режиссера и продюсеров, а по итогам гора родила мышь.

Страшно разочарован.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

3 Comments

avatar

фильм и правда говно редкостное, жалко, что он тебя настолько разочаровал, что ты даже не добрался до книги, на альдебаране она есть, кстати. Книжка между тем прекрасная. Джексон же в очередной раз доказал свою репутацию человека, который не гнушается забить на смысл и логику ради красивой картинки. В общем не всегда плохие фильмы сняты по плохой книге, бывают исключения, мне кажется этот фильм одно из них.

Reply Delete
avatar

Честно говоря, я решил что вся глупость перла из книги. Надо почитать. Пока не прочту книгу - слова про тетеньку-автора беру обратно.

Reply Delete
avatar

Пытался читать книгу, осилил 6 глав. Картина ровно такая же, что в фильме. Не знаю, может прекрасной книга становится с 7-й главы, но проверять уже не хочется. Вердикт прежний: страшно разочарован.

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru