четверг, 3 июня 2010 г.

thumbnail

«Чаплин» («Chaplin»)

Давненько я не смотрел фильмов достойных заметки в блоге, но вчера наконец-то один такой посмотрел. У меня уже довольно давно лежал «Чаплин», который, как можно догадаться по названию, посвящен самому известному комику прошлого столетия Чарли Чаплину. Фильм поставлен по мотивам его автобиографической книги, которая так и называется: «Моя биография». В картине отражены основные вехи биографии артиста: первое выступление перед публикой, работа в водевилях, постепенная известность, переезд в Соединенные Штаты для съемок в первых немых кинолентах и последующая всемирная слава. Авторы фильма не обошли вниманием и личную жизнь комика: четверо жен, разводы, брачные и внебрачные дети, суд, преследование артиста ФБР, постоянное выставление из Чаплина коммуниста, изгнание на 20 лет из США и последующее триумфальное возвращения пожилого маэстро для получения престижной кинонаграды – Оскара за вклад в развитие киноискусства.

На мой взгляд, фильм чрезвычайно интересный. Во-первых, он позволяет взглянуть на Чаплина не как на «немого» комика, но и раскрывает зрителю его характер: мягкого и ранимого человека с трудным детством и непростой судьбой. Во-вторых, несмотря на биографичность, фильм можно отнести к лучшим образчикам драматического кинематографа – он реально берет за душу своей искренностью. В-третьих, это по-настоящему мастерски снятая кинокартина. Особенно мне понравилось насколько органично авторы фильма смогли вставить в него кадры из различных кинолент Чаплина и как именно Чарли придумывал идеи для своих скетчей, откуда черпал вдохновение. Например, бессмертный танец пирожков или поедание ботинка. Знакомые с творчеством Чарли Чаплина чуть глубже, заметят и многие другие отсылки. Я в свое время довольно серьезно увлекся его творчеством и посмотрел все более-менее известные его фильмы, поэтому не менее десяти раз испытал «радость узнавания». И – возможно мне не поверят – но его скетчи у меня по-прежнему вызывают смех, хотя многие из них видел я не один десяток раз.

В картине занято много хороших серьезных актеров. При просмотре начальных титров я даже присвистнул. Энтони Хопкинс, Дэн Эйкройд, Джеймс Вудс, Кевин Данн, Пенелопа Энн Миллер, Милла Йовович, Мариса Томей, Джеральдина Чаплин – если вам что-то говорит хоть половина имен, то уже можно сделать некоторые выводы. Любопытен выбор актрисы на мать Чарли Чаплина – это Джеральдина Чаплин, которая приходится великому комику родной внучкой. Я видел ее в нескольких фильмах, она неплохая актриса, но в этом фильме просто раскрылась. Видно, насколько серьезно актриса относилась к этой роли, и играла, вкладывая всю душу. Но главной звездой фильма, без сомнения, стал Роберт Дауни Младший. Он совершенно изумительно сумел скопировать фирменные движения и мимику Чарли Чаплина, плюс в гриме Дауни довольно сильно на него похож. К тому же, молодой тогда еще Роберт обладал удивительной пластикой и мастерски владел своим телом, что неоднократно демонстрировал в кадре. Особенно в моменте, когда своим танцем он пародировал русского балерона – я был восхищен. Из Роберта Дауни Младшего мог бы получиться хороший гимнаст – без дураков. Ну и игра его в этом фильме достойна лишь восхищения. Я вообще считаю Дауни Младшего одним из лучших Голливудских актеров (не звезд, а актеров), обладающим огромным диапазоном и харизмой. Жаль, что столько времени его преследовали проблемы с алкоголем, наркотиками и законом – сколько бы замечательных ролей он мог за это время сыграть. Но Роберт все-таки взялся за ум, и радует сейчас.

Фильм очень красив. Это настоящая костюмированная драма, в которой создатели очень тщательно поработали над воссозданием атмосферы той эпохи. Костюмы, прически, манера речи, киноаппаратура, автомобили, поезда – все настраивает зрителя на максимальное погружение. Притом, что фильм 1992 года выпуска, в нем отсутствует какая-либо компьютерная графика и спецэффекты. То есть если на заднем плане едет паровоз, то это снят настоящий паровоз. И – если честно – такое кино – настоящий отдых для глаз. Как бы ни старались современные аниматоры и мастера по спецэффектам, глаз и мозг все равно видят разницу с реальным объектом. В музыке, кстати, тоже так – я вот легко могу отличить, записан ли в композиции живой инструмент или синтезированный; под фонограмму поет артист или вживую. Это трудно описать словами, я просто слышу (или вижу) разницу.

В том числе, в этом кроется и очарование старых фильмов. Пусть записям уже несколько десятков лет, пусть сняты они на черно-белую пленку, покрытую «царапинами» и «сигаретными ожогами», пусть это никакой не High Definition и не 3D – зато там запечатлена сама жизнь, сама история! Мне кажется, что если спустя почти 100 лет люди продолжают смотреть и смеяться над Чаплинским «маленьким человеком» - то это фильмы на все времена. А создать такое кино под силу лишь гениям, таким, каким был Чарльз Спенсер Чаплин.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru