вторник, 27 мая 2014 г.

thumbnail

Поездка в Рим, часть 2

От описания бесчисленных достопримечательностей (к ним мы еще вернемся) отвлечемся на две другие обширные темы, которыми славится Италия: национальная кухня и вино. Плюс обсудим нравы аборигенов – сорвем покровы.

Кухня
Итальянская кухня крайне широко распространена по миру. Даже я в своем скромном домашнем быту поднаторел в приготовлении всяких паст и спагетти. Попробовавшие говорят, что получается вкусно. Тем интереснее мне было посетить родину удающихся мне блюд: отведать их разнообразие и перенять опыт. Поход в первый же ресторанчик и заказ спагетти карбонара продемонстрировал, что не все спагетти одинаково хороши. Мои удаются лучше, чем некоторые итальянские рестораны готовят. К тому же обслуживают уж очень не торопливо. Хрен знает сколько ждать счет и сдачу. Будто как только ты попросил счет, официанты перестают тебя замечать. От этого посетителя больше ничего не получить, ну так пускай посидит поскучает. Так происходило не всегда и не везде, но общая тенденция была таковой. Из понравившихся блюд могу назвать лазанью – почти не было случая, чтобы я остался недоволен заказом.

Бывает, у официанта может закончиться смена посреди твоего обеда, и ты потом сидишь ждешь не пойми чего, ищешь его глазами. Если заляпаешь скатерть, даже слегка, то в счет вкатают несколько евро за стирку. Я такого крохоборства даже в бедной Греции не наблюдал, а здесь это в порядке вещей. Наверное на эти деньги организуют потом бесплатную кормежку вокзальных бомжей – мы пару раз вечером попадали на такую гуманитарную акцию. Я был немного шокирован увидеть столько бомжей в Вечном городе. Кстати, большинство из них негры.

В начале наших римских каникул мы пытались поесть правильную пиццу, и неизменно обламывались – нам отказывались ее подавать. Оказалось, что пиццу подают только на завтрак, а на обед будь добр ешь салаты и всякие макароны. Конечно, если забраться в туристический центр города, то там пиццу можно заказать и на обед и на ужин, да вот только готовят ее в лучшем случае в электрической печи, а в худшем – разогревают в микроволновке полуфабрикат. Попробовать правильную пиццу из глиняной печи-тандыра нам так и не удалось. Вообще вся пицца, которую мы смогли поесть была вялая – в Москве подчас вкуснее делают. Также ни в одном из мест, где мы питались, я не нашел в меню традиционный итальянский холодный томатный суп гаспаччо. Прямо культурный шок испытал.

Один раз мы были в очень любопытном месте. Встретились в Риме с соседями по району, где я сейчас проживаю, и решили вечером посетить понтовое место, которое порекомендовали бывалые туристы. Находится оно на отшибе, от туристических троп туда ехать с полчаса на автобусе. С виду обычная харчевня, немного обшарпанная, ничего выдающегося, в туалетах электропроводка буквально на соплях на скрутках висит. Удивились, что нам его советовали, но расположились, заказали, сидим. Вдруг начинают играть фанфары, и специальный диктор объявляет (по-итальянски) на весь ресторан: «Прибывает семья Такая-то». Допустим, Монтекки. Подъезжает «Бентли», из него выходят старушонки в брильянтах и мехах, откуда ни возьмись выскакивает привратник и распахивает перед ними дверь, администратор рассаживает за особый зарезервированных только для Монтекки стол. Остальные гости в шоке.

Тут опять начинают греметь фанфары, оповещая собравшихся о торжественном прибытии семьи Капулетти. Подъезжает «Роллс-Ройс», выходит дедок в костюме-тройке и потасканная тетенька, тоже в шикарном вечернем наряде. И так далее. Оказывается, ресторан этот считается семейным у некоторых богатых семейств Рима, которые несколькими поколениями регулярно ходят туда обедать. Мы все гадали, чем их прельщает в принципе обыкновенная обшарпанная харчевня. Не может же быть чтобы так сильна была бытовая традиция. Когда нам принесли заказанные блюда мы поняли чем. Не скажу, что это была лучшая из моих трапез, но одна из лучших точно. Шикарное мясо, очень вкусная паста, чудесный десерт. Если кому интересно, называется этот ресторан «Il Caminetto», находится на Via del Parioli 89. Не забудьте только столик заранее забронировать, у них есть сайт в Интернете.

Но даже здесь я нашел что покритиковать. Во-первых, совершенно убогое ризотто: по-сути принесли вареный рис перемешанный с вареным же горохом. Откровенный провал. Второе: заказанное вино. В правильном ресторане помимо официанта, принимающего заказы на еду, должен еще быть и сомелье – специализированный винный официант, ответственный за подбор ассортимента вин, рекомендацию их клиенту и подачу согласно этикету. У нас сомелье был, и для начала он порекомендовал нам очень приличный «Rosso di Montalcino». А вот второй его выбор был просто аховый: какое-то «Кьянти» совершенно дубового вкуса. Пьешь вино – будто грызешь деревяшку как бобер. Я даже не знал, что такое вино для бобров можно получить в элитном ресторане. Получить по рекомендации. «Двойка тебе, тринадцатый!».

Общее качество продуктов в общепитах я оцениваю как высокое. У меня есть небольшой такой недуг – слабый желудок, часто мучаюсь изжогой. По крайней мере, дома. Кстати именно по этой причине я практически полностью отказался от производящегося у нас пива: у меня от него постоянно приступы изжоги и часто голова болит. При этом импортное пиво я воспринимаю нормально, опыт поездок в Мюнхен показал это совершенно однозначно. Поэтому для меня отсутствие изжоги – самый четкий показатель качества продуктов питания и напитков. В Риме с питанием в ресторанчиках все на уровне – мой благодарный желудок это подтверждает – об изжоге я не вспомнил ни разу за все время пребывания, чего бы я не ел и сколько бы вина я не выпил.

Вино
Итальянское вино я люблю и даже немного в нем разбираюсь. В Рим я ехал с твердой решимостью всласть надегустироваться и закупить самые примечательные экземпляры в домашнюю коллекцию. Совершая набеги на два близлежащих супермаркета, мы освоили обширную гамму продукции итальянских виноделен, начиная с простеньких «Кьянти» за 3-4 евро и заканчивая серьезными экземплярами «Бароло» и «Брунелло». Цены на «Brunello di Montalcino» варьируются от 12 до 20 евро, в зависимости от года выпуска. Например, «Брунелло» 2006 широко известного производителя Banfi, продукция которого представлена и в России, можно взять где-то за 25 евро, не дороже.

Кстати говоря, недавно я нашел у нас в одном из сетевых магазинов «Brunello di Montalcino» 2006 года производства небольшого но известного высоким качеством продукции хозяйства «Col d'Orcia». Стоимость составила 3600р. Я мялся-жался, но решил купить, поскольку давно хотел приобрести бутылочку этой винодельни, но в Италии я его не смог найти. Глядь – рядом стоит мой любимый «мазутный» херес, который я в Испании покупал за 10 евро. Цена 2040 рублей. Я аж крякнул – разница в 4 раза! Это значит, «Брунелло» за наши 3600 стоит «там» максимум 1000 рублей в пересчете. После несложных арифметических преобразований, покупать вино в нашем сетевом магазине мне резко расхотелось.

Конечно, набегами на супермаркеты дело не ограничилось. Я нашел приличный специализированный винный магазин в паутине улочек неподалеку от Фонтана де Треви. Долго водил жалом по полкам, беседовал с продавцом-консультантом, дегустировал некоторые экземпляры. В итоге купил такое, что сам себе удивился: бутылку поистине знаменитого вина Castello dei Rampolla из самого сердца Тосканы. Это хозяйство практикует исключительно биодинамические методы виноделия, когда урожай собирается вручную, для производства вина отбираются только лучшие ягоды. Все операции – и на поле и в подвалах, осуществляются в соответствии с фазами луны и биодинамическим календарем. При биодинамическом способе производства все зависит только от природы, поэтому все винтажи хозяйства получаются разные – и по количеству, и по качеству.

Я себе прикупил одно из лучших творений хозяйства, вино «d'Alceo» 2000 года за «какие-то смешные» 150 евро. Если вспомнить формулу наших винных бизнесменов «умножь все на 4», то ее конечная стоимость на полках российских магазинах заставит поежиться многих. Правда, расположение этого винного магазинчика в туристическом центре тоже влияет на стоимость. В покупательском угаре схватил заодно какую-то «Barolo» за полтинник и граппу-резерву за 35. В качестве бонуса мне всунули две бутылочки лемончелло как почетному клиенту. Насилу из их цепких лап вырвался.

Люди
В моих заметках я всегда крайне субъективен, я никогда этого не скрываю, более того, считаю, что именно моя субъективность и представляет их основную ценность. Написанное далее это максимально субъективное описание объективных реалий, с которыми я столкнулся в Риме. Прошу это учесть при прочтении нижеследующего.

По городу мы в основном передвигались на метро. Я для себя давно понял, что по людям ездящим в метро можно многое понять и судить. Метро там убогое – две ветки, пересекающиеся крест-накрест на станции Термини, где заодно находится центральный вокзал. Пассажиропоток на Термини на порядок превышает любую другую станцию римского метрополитена. Вагоны метро убитые, обшарпанные и обезображенные графити, зато просторные. Составы ходят раз в 7-10 минут, никуда не торопятся.

Если постоянно пользуешься общественным транспортом дома, начинаешь легко определять чужаков. Особенно какую-нибудь деревенщину, которая набьется со своими баулами, галдит на весь вагон, баулами перегородит проход, мешая входу и выходу пассажиров. И типа так и надо. Поделать здесь нечего, к этому нужно относится как к стихийному бедствию. В римском метро мы были такими же легко вычисляемыми чужаками, но в отличии от деревенщины, мы, наученные московским метро, были внимательны к другим пассажирам. А вот местные аборигены – будто одна сплошная деревенщина из примера выше. На мой взгляд, они ведут себя как полные моральные уроды. Каждый едет как будто он здесь один, в стиле «что хочу, то и делаю». Сидят развалившись и закинув ногу на ногу, выставив грабли на весь проход. Тебе нужно пройти? Твои проблемы – пробирайся как знаешь. Я тебя пачкаю своими говнодавами? Твои проблемы – становись так, чтобы я тебя не касался, если не нравится.

Те, кто едет стоя, стоят на проходе и даже не подвинутся чтобы дать выйти и войти другим пассажирам. Отодвинешь такого ездуна в сторону плечом – он тебе орет вдогонку «да как ты посмел». Я итальянского не понимаю, но по интонации понятно, что он тебе говорит. А ответить не можешь, оттого становится еще противнее.

Бывали и просто вопиющие случаи, наиболее показательные потому, что происходили они на этой несчастной станции Термини, на которую приходится главная нагрузка. Представьте: час-пик, весь вагон стремится на выход. А прямо у дверей стоит мужик, и упирается, обеими руками держится за верх над дверным проемом. Выходящие со стоическим спокойствием его огибают как могут. Думаете, этому идиоту нужно было ехать дальше, но ему было западло выйти, выпустить толпу и зайти обратно? Нет – он просто ждал кого-то из глубины вагона! Как только тот второй приблизился к выходу, они вышли оба и пошли спокойно на переход!

Или вот подходит поезд, народу – полная платформа набилась. Открываются двери, и рядом с выходом стоит какой-то пацанчик. Люди заходят, набиваются в проходе, вглубь особо никто не проходит, ведь всем «а мне надо!». Заходим потихоньку и мы, и тут этот пацанчик начинает что-то верещать и натурально выталкивать нас обратно. Правда выбор он сделал опрометчивый, мой друг ростом под два метра с серьезной мускулатурой и весом под 100 кило просто смял этого попугая. Ну то есть он не полез на рожон первый, но и не стал осторожничать после откровенно агрессивного выпада в свой адрес. И думаете, этому клоуну на следующей было выходить? Как бы не так. Но заранее пройти вглубь вагона чтобы не мешать людям, и заодно чтобы его самого не толкали – это выше его обезьяньего разумения.

Поездив в общественном транспорте в Риме я осознал, что у нас в России демократические реформы идут плохо – у нас в общественном транспорте еще задумываются о других и даже места уступают. В Европе место не уступают никогда, по крайней мере я не видел этого ни разу, какая бы бабушка-божий одуванчик не входила в поезд-автобус. Вот каким моральным уродом нужно быть, чтобы так себя везти в общественном транспорте? За многочисленные поездки в течение той недели я наблюдал такое постоянно. То есть для них такая линия поведения это правило, а не исключение. Отсюда вопрос: это и есть та самая демократия в ее зрелом и законченном виде? Полагаю, конечная цель их демократии – полное размежевание людей, когда у каждого имбецила в голове вколочена установка «мои интересы выше интересов всех прочих людей»? Если так, то оставьте такую дерьмократию себе.

Наиболее выпукло европейский индивидуализм проявил себя на праздновании Нового Года. Мы, чтобы не сидеть дома в новогоднюю ночь, отправились на площадь Цирко Массимо, где проходили масштабные народные гуляния, концерт и фейерверк. Вполне ожидаемо мы потратили минут 15 только на выход из метро «Колизей», потому что толпа выходит и зависает прямо тут. «А мне надо»! Народу тьма, нормально пройти нет возможности, пробираешься будто в танцевальном партере на рок-концерте. Прямо на месте с любого лотка у китайцев можно спокойно купить бутылки пива и шампанского. У нас такой вакханалии в местах крупных общественных скоплений даже близко нет – не доросли мы еще до такой демократии!!!

Немного отступив в сторону – а какое столпотворение на улицах мы застали на католический праздник Богоявления 6 января! Народ дикими стадами бредет по улицам, невзирая на автомобили и светофоры. «А нам надо»! Главное, куда они все идут – непонятно. Как будто просто гуляют. Вот только нормальному человеку придет в голову всей семьей с маленькими детьми в прогулочных колясках ходить-бродить бесцельно в многотысячной толпе по тем же самым улицам, где ты и так каждый день ходишь? Ведь ни карнавала тут, ни парада, ни ярмарки – ничего не происходит. Просто бесцельно бредущее в разные стороны гигантское людское стадо. Наверное нужно здесь родиться и вырасти чтобы постичь смысл этого действа.

Возвращаемся к празднованию Нового Года. Также как и у нас, в Италии очень любят пиротехнику, и шмаляют ей в новогоднюю ночь пачками. Только у нас фейерверки красивые, а у них громкие. Римляне отдают предпочтение петардам, и грохочут они – мое почтение. Один раз бахнуло так, будто из корабельного орудия выстрелили. Беда в том, что эти маньяки поджигают и кидают свои бомбочки прямо в толпу. «А мне надо»! Народ собрался на тусовку кто с детьми в колясках, кто с собаками. Кто пьет шампанское-пиво – бросают пустые бутылки прямо под ноги. Кто-нибудь швырнет петарду помощнее, так бутылка спокойно может взорваться обдав окружающих целиком градом осколков. И никто – никто – об этом не задумывается.

«Я хочу бросать петарды – мне надо!» Тебя что-то не устраивает – это твои проблемы, иди туда, где тебя устроит. Кто-то уходит, но большинство остается, что характерно. Наверное считают, что все в порядке. Полиции при этом – ни одного человека не заметил за все время, что мы там были. И опять-таки, когда ты среди соотечественников, можно строго призвать распоясавшихся идиотов к ответу. Там остается молча ретироваться от греха подальше. Хотя с другой стороны, чего можно ожидать от людей у которых и «привет» и «пока» это одно и тоже слово «чао». Где логика, где порядок? А нет их, и нафиг они никому не сдались.

Читателю может показаться, что я слишком резок и категоричен в этих своих словах. Может какой-то россиянин, полной грудью вдохнувший запах швабоды, почувствует себя среди римлян как рыба в воде. И на мои сентенции он лишь покрутит пальцем у виска. Может быть. Но, блин, меня настолько неприятно шокировало это свинство, что до сих пор я злюсь при этих воспоминаниях. Они похоже окончательно смешали понятия свободы и вседозволенности – для «цивилизованного европейца» это значит одно и тоже. Не того я ожидал увидеть от очага европейской цивилизации, не того. Поездив немного по миру, я доверяю своему ощущению, куда я бы хотел вернуться еще раз, а куда нет. В Рим я больше не хочу возвращаться никогда.

Поездка в Рим, часть 1
Поездка в Рим, часть 2
Поездка в Рим, часть 3
Поездка в Рим, часть 4
Фотоальбом поездки в Рим

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

1 Comments

avatar

Меня белорусы неизменно радовали в Риме. Исключительно приятные и общительные люди. Первый раз я наблюдал за ними в метро, второй раз в автобусе, а третий раз в самолете разговорились на обратном пути. И что самое смешное, они все искупались в море. В январе.

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru