вторник, 27 августа 2013 г.

thumbnail

Поездка в США, часть 6

Долина Смерти
С утра пораньше я покинул гостеприимный но уж больно шебутной Лас-Вегас и отправился на осмотр одного из самых примечательных природных памятников Соединенных Штатов – Долину Смерти. Этот национальный парк расположен на юго-востоке Калифорнии на границе с Невадой. Вытянута долина с севера на юг более чем на более 100 километров и обрамлена, практически изолирована, горными хребтами Амаргоса и Панаминт.

Долина Смерти знаменита своим исключительно жарким и сухим климатом. Будучи там в конце апреля, я прочувствовал этот климат на своей шкуре по полной программе. Автомобильный термометр показывал забортную температуру равную 105 Фаренгейтов, что составляет примерно 42 градуса Цельсия. Я так сходу и не вспомню, когда я последний раз испытывал на себе такие температуры (баня не в счет). Естественно, для подобной поездки следует тщательно подготовиться: обязательно наличие кремов от солнца, шляп-панам, и, конечно, приличного запаса питьевой воды. Обычной воды без газа, а не каких-то модных химических газировок, ведь именно вода обыкновенная лучше всего утоляет жажду. Также следует иметь в виду, что сотовая связь в долине отсутствует, в случае чего, вызвать помощь будет невозможно.

Арендованной машиной у меня был обыкновенный седан Nissan Altima. Как показала практика, такой машины вполне достаточно чтобы посмотреть 90% всех чудес Долины Смерти. Практически по всей территории парка проложены приличного качества асфальтированные дороги, по которым можно без труда добраться до всех мало-мальски значительных достопримечательностей. Возле каждого интересного места оборудованы парковки, то есть все сделано для людей. О том, куда на седанчике доехать не получится, и потребуется приличный полноприводный внедорожник, я расскажу в конце повествования. А пока что, отмахав 150 километров от Вегаса, я прибыл в первую точку путешествия по Долине Смерти, Данте Вью.

Данте Вью
Данте Вью – это обзорная площадка на восточной горной гряде, обрамляющей долину. Место названо так в честь Данте Алигьери, автора «Божественной комедии», герой которой путешествовал по девяти кругам ада, семи галереям Чистилища и девяти сферам Рая. Суровые достопримечательности Долины Смерти действительно навевают аналогии с адом. Ну и с Чистилищем немножко.

Я заехал на Данте Вью с целью окинуть раскинувшуюся внизу Долину с высоты птичьего полета, и оценить «масштаб бедствия» прежде чем исследовать в деталях. Отсюда долину можно обозреть практически целиком. Высохшая, покрытая солью земля - впечатляет. Кроме того, Данте Вью еще и привлекательное место для киноманов типа меня. Именно здесь снимали «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда», а конкретно, сцену, в которой Люк, Оби-Ван и пара роботов едут в город и останавливаются посмотреть на него. Этим местом и стал Данте Вью, а город располагался как раз в Долине Смерти.

Забриски Пойнт
После Данте Вью я отправился поглазеть на другую прославленную локацию под названием Забриски Пойнт. Место это названо так в честь некоего Кристиана Забриски, вице-президента и главного управляющего компании Pacific Coast Borax Company, которая проводила в начале XX века буровые работы на рудниках в этой местности. Забриски Пойнт обладает ни с чем не сравнимым и весьма живописным ландшафтом, возникшим на месте древнего озера и причудливо оформленным за миллионы лет силами эрозии. Вообще, эпитет «ни с чем не сравнимый» и «весьма живописный» применителен к каждой достопримечательности Долины Смерти, поэтому я заранее прошу прощения за повторы!

Забриски Поинт является самой раскрученной достопримечательностью Долины Смерти, ставший знаменитым благодаря одноименному фильму итальянского режиссера Микеланджело Антониони. Кроме того, его можно видеть на обложке альбома U2 «Joshua Tree», в фильме «Убить Билла, часть 2», а также это место в прошлом частенько использовалось для натурных съемок фантастических фильмов, где оно играло роль поверхности Марса. Еще бы – человечишкам такое попробуй сооруди, а здесь природа сама постаралась лучше любого художника-декоратора!

Гольф-поле дьявола
Далее я отправился к точке, обозначенной на карте долины как Гольф-поле дьявола. Почему-то это место не перечислено в списке примечательных локаций Долины Смерти, хотя, на мой взгляд, оно является одним из самых интересных. Гольф-поле дьявола представляет собой большой клочок земли, сплошь изрезанной и иссеченной трещинами и разломами, края которых покрыты кристаллизовавшейся солью.

Поскольку дождей здесь практически никогда не бывает, а солнце палит нещадно, земля превратилась в иссушенную коросту, изборожденную трещинами глубиной в пол-метра и более. Ходить по такому грунту даже в специальных походных ботинках практически нереально. А называется это место Гольф-полем дьявола потому, что только дьявол смог бы играть в гольф на таком поле. Удивительное место, я в своей жизни ничего похожего не видел.

Бэдуотер
Центральной точкой моего путешествия было место под названием Бэдуотер Бэйзин, в переводе дословно «плохая вода». Бэдуотер это самая низкая точка Североамериканского континента – 86 метров ниже уровня моря. Обзорная площадка рядом с «водоемом» провозглашает это достижение, а если повернуться спиной к Бэдуотер и посмотреть на скалы перед собой, то где-то там наверху можно обнаружить знак, отмечающий как раз уровень моря. Поблизости есть парковка, от которой нетрудно пройти к этой самой наинизшей точке пешком. Расстояние где-то метров двести. Но толи от лени, толи от жары, туристы как один топчутся по соляной шапке Бэдуотер неподалеку от парковки, и идти к самой низкой точке не спешат. Я же не поленился, прошелся. Удалившись от других людей на приличное расстояние, можно по-настоящему ощутить прелесть Долины Смерти, которое можно выразить буквально в трех словах: «Пекло, соль и тишина». Фантастическое место.

Вся южная часть Долины Смерти покрыта солью, выглядящей на расстоянии как грязноватое снежное поле. В стародавние времена здесь было соленое озеро, которое высохло под палящим солнцем и покрыло землю соляной коркой. Впрочем, грунт здесь влажный, и если вырыть неглубокую ямку, она быстро наполняется водой. Очень-очень соленой водой, которая быстро испаряется под солнечными лучами, и соль в ней кристаллизуется буквально на глазах. Соль, кстати, самая обычная, столовая NaCl. При желании ее можно употреблять в пищу. Я не поленился и прихватил себе соляную каменюку на память. Кризис грянет – будет чем суп посолить.

Артист Драйв и «Палитра Художника»
Артист Драйв (Художественный Проезд?) – небольшое ответвление от главной дороги, пронизывающей всю Долину Смерти. Артист Драйв ведет к живописнейшим холмам, знаменитыми своими необычайным цветовым разнообразием. На небольшом пятачке земли есть участки, окрашенные в практический в любой цвет радуги, благодаря выходам различных минералов, солей и пр. Движение по Артист Драйв одностороннее. Дорога извивается вокруг холмов и холмиков, прыгает вверх-вниз, поэтому рекомендуется ехать медленно, глазеть по сторонам, периодически останавливаясь пофотографировать.

Главная достопримечательность, Артист Драйва, Палитра Художника, находится где-то посередине между въездом и выездом и является сосредоточием всего этого цветового разнообразия, которое не может оставить равнодушным. Название «Палитра Художника» - я думаю – происходит от той мысли, что некий всевышний художник замесил на палитре краски и раскрасил окружающие холмы всеми цветами радуги. И положил палитру рядом с результатом своих трудов. Такое вот романтическое настроение создает Артист Драйв даже у старых циников вроде меня! Думаю, Артист Драйв лучше всего посещать как я: под вечер, незадолго до заката, когда игра цветов наиболее впечатляющая. Лучше, чем в середине дня под палящим солнцем, которое в какой то степени скрадывает глубину цвета.

Под занавес первого дня путешествия по долине Смерти я поехал посмотреть на… водопад. Путеводитель обещал, что где-то в горах есть водопад, и я решил проверить. Как-то не верилось, что посреди иссушающей жары, когда вокруг даже травы почти нет, я увижу настоящий водопад. Опасения подтвердились: доехав до обозначенной на карте точки и пройдя вверх по склону холма в разломе между скал, я уперся в тупик из нагромождения камней, по которым весной, наверное, иногда бежит водопад. Я сделал такой вывод по внешнему виду стен разлома, по которому я шел к «водопаду». На них четко видны вымытые водой каланы, и даже следы потоков воды сохраняются на склонах в виде темных полос. Но больше там смотреть было не на что, поэтому я отправился дальше.

Дюны
Солнце стало клониться к закату, а я стал переезжать поближе к месту своей ночевки в деревне Стоувпайп Уэллс – единственном месте в сердце Долины Смерти, где есть мотель. Маршрут мой был составлен таким образом, чтобы осмотреть как можно больше интересностей, проехав при этом как можно меньшую дистанцию. Одной из таких интересностей были песчаные дюны неподалеку от Стоувпайп Уэллс. Дюнами меня не удивишь, я уже насмотрелся на них на юге нашей страны. Удивлял сам факт их наличия: Долина Смерти радует путешественников ну просто исключительным разнообразием! Столько разных природных феноменов на такой ограниченной площади попробуй поищи.

Я не поленился, выбрался из машины и немного побродил по дюнам, представлявшим собой извилистые песчаные хребты высотой метров 5-6 и длиной около полукилометра. Ходить по гребням дюн оказалось легко, особенно в походных ботинках. Ноги совсем не проваливаются в песок, виды стоят чудесные, и хочется идти дальше и дальше к следующей, более высокой дюне. Солнце почти что село, адская дневная жара спала и бродить здесь было одно удовольствие. Во впадинах между дюн растут чахлые пустынные кустарники, и есть участки застывшей глины, твердые как асфальт. Еще более разнообразят пейзаж высохшие стволы деревьев самой причудливой формы. Их присутствие по-настоящему украшает фотографии и позволяет строить небанальные композиции. К сожалению, неминуемо приближались сумерки, поэтому нужно было поспешить двигаться дальше.

Стоувпайп Уэллс
В последних лучах закатного солнца я прибыл в населенный пункт Стоувпайп Уэллс. Впрочем, населенный пункт – это сильно сказано. Весь Стоувпайп Уэллс состоит из мотеля с ресторанчиком и салуном при нем, пары сувенирных магазинов, бензозаправки и нескольких домиков на колесах местных граждан, держащих здесь бизнес. Несмотря на дичайшее по моим меркам захолустье, обслуживание в Стоувпайп Уэллс на очень хорошем уровне, особенно если сделать скидку на место действия. В мотеле есть холодная и горячая вода, можно с комфортом принять душ и смыть с себя пыль и пот пустыни. Администрация мотеля только просит не забывать, что вы находитесь в пустыне, поэтому расходовать воду следует по-возможности экономно. Искренне растрогала меня надпись по-русски «Толкать-Тянуть» на дверце административной части здания мотеля – чуть-ли не единственная надпись на русском языке, которую я встретил в США! Очевидно, русских туристов здесь довольно много.

Мотель даже заявляет о наличии Интернета – и это в отсутствие сотовой связи. По факту оказалось, что вечером выйти в Интернет было совершенно невозможно. Вероятно, из-за наплыва пользователей. Но знаете что – оно нам и не надо! Зачем портить себе потрясающее послевкусие от замечательного дня всякими мерзостями, льющимися на нас из Всемирной Паутины? Гораздо лучше посидеть помедитировать в тишине и покое, или посмаковать впечатления от Долины Смерти за рюмочкой горячительного в салуне или за ужином в ресторане. На внезапную проверку пустынного общепита я и отправился.

Единственно, все происходит очень неспешно – как и должно быть в уважающей себя провинциальной глубинке. Я сделал заказ и стал глазеть по сторонам. Антураж ресторана – классический деревенский: все эти рога, бизоньи шкуры, тяжелые деревянные столы и джукбокс в углу. Будто в декорации американского вестерна ужинал. На стенах развешаны постеры из классических голливудских фильмов. Меня особенно заинтересовал очень редкий постер к шестому эпизоду «Звездных войн» с его изначальным названием «Месть джедая». Это уже перед самым выходом фильма на экраны Джордж Лукас решил, что джедаи – слишком хорошие герои, чтобы мстить, и переименовал фильм в «Возвращение джедая». Но часть постеров было напечатано еще до премьеры, и теперь эти постеры – предметы серьезного коллекционирования. Мое внимание к постеру привлекло к нему и других посетителей, которые сначала, похоже, просто не обратили на раритет внимания. Некоторые даже фотографировать потом подходили, бросая потом на меня уважительные взгляды.

Еда в ресторане оказалась вкусной. Я не стал идти на поводу у большинства посетителей, уминающих булки. Я заказал местного пива, оказавшимся очень достойным на вкус и свиных ребрышек, ничуть не менее достойных, чем пиво. После ужина я пошел немного прогуляться на улицу. Вот есть такой стереотип, что днем в пустынях очень жарко, а ночью очень холодно. Не знаю, может в Сахаре это и так, но в Долине Смерти и ночью плюс стопятьсот градусов– мне в футболке и шортах было жарковато.

В ночной тьме я стоял и разглядывал звезды, пытаясь найти знакомые созвездия. Не сказать, что я матерый звездочет и распознаю любое из 86 созвездий, но «ковш» Большой Медведицы любой дурак найдет. Представьте мое замешательство, когда искомого «ковша» я на небе не обнаружил. Сначала я решил, что перегрелся на жаре, но потом догадался перевернуться на 180 градусов. Немедленно выяснилось, что созвездия на другом полушарии висят вверх ногами. Что же получается – я здесь вверх ногами хожу? Отправился спать в глубокой задумчивости.

Кратер Юбихиби
На следующее утро, пока не наступила жара, я отправился смотреть очередную диковину Долины Смерти, кратер Юбихиби. Чтобы увидеть этот вулканический кратер, от Стоувпайп Уэллс нужно проехать километров 50 на север. Кратер относительно молодой, ученые датируют его возраст между 2000 и 7000 лет. Название это индейское и обозначает оно «Большая яма среди скал». Фантазии коренных американцев остается только посочувствовать.

Как и положено правильному кратеру, Юбихиби имеет воронкообразную форму диаметром чуть больше полкилометра и глубиной метров 150. Склоны и окрестности усыпаны мелким туфом. Следов лавы не заметно – наверное это все-таки не очень правильный кратер. Рядом с Юбихиби находится его младший брат Литл Хиби, имеющий примерно метров 30 в поперечнике и туристического интереса не представляющий.

Город-призрак
Долина Смерти – очень красивое и необычное место. Но человек не был бы человеком, если бы к природным достопримечательностям не присовокупил бы рукотворную. Такой достопримечательностью я могу назвать город-призрак Райолайт, приютившийся на самой границе национального парка «Долина Смерти». Раньше я ни в одном из городов-призраков не бывал, поэтому поехал смотреть. Райолайт городом назвать язык не поворачивается – так, деревня, три дома-пять сараев. Когда-то здесь проживали рабочие, разрабатывающие карьер. В какой-то момент разработка стала нерентабельной, карьер забросили, и рабочие подались в другие места, побросав изрядное имущество, доставшееся в итоге шныряющим взад-вперед зайцам. В городе-призраке брошены и домики на колесах, и несколько автомобилей, и даже блюдца спутниковых тарелок остались. Внутрь домиков попасть нельзя, но, откровенно говоря, не очень-то и хочется.

Город-призрак Райолайт избрали площадкой для своих инсталляций какие-то безвестные художники-авангардисты. Инсталляции у них в основном странные, но есть и прикольные. Мне больше всего понравился перифраз картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», выполненный в виде пустотелых скульптур. И хоть тема тайной вечери сполна раскрыта Леонардо, неизвестному художнику удалось совместить идеи с призрачностью заброшенного города. Получилось неплохо, доставляет.

Движущиеся камни
В Долине Смерти у меня был интерес посмотреть еще и движущиеся камни. Это такой геологический феномен, обнаруженный на высохшем озере Рейстрэк-Плайя. Камни эти медленно двигаются по глинистому дну озера, о чём свидетельствуют длинные следы, остающиеся за ними. Передвигаются непоседливые камни самостоятельно, безо всякой помощи со стороны. При этом никто никогда не видел и не фиксировал эти перемещения на камеру. Не то, чтобы я стремился стать первым человеком, кто это заснимет (хотя было бы неплохо), но посмотреть удивительные камни стоило обязательно. И я даже к ним поехал, но потом отказался от этой идеи.

Дорога к движущимся камням резко контрастировала с хорошими асфальтовыми дорогами, проложенными в остальной части Долины Смерти. К камням вела дорога без какого-либо покрытия, проложенная грейдером. На въезде пытливых путешественников встречает табличка, честно предупреждающая о никакущем качестве дороги и строго рекомендующая использовать для перемещения по ней полноприводный внедорожник. Я попробовал было сунуться на эту дорожку на своей арендной Nissan Altima. Ехать быстрее 10км/ч было по усеянной битым камнем грейдерной дороге было решительно невозможно: дорога вытрясала всю душу. А преодолеть было необходимо 32 километра в одну сторону и потом еще обратно трястись. Я постоянно вспоминал мультик «Волшебное кольцо», как на хрустальном мосту в автомобильке царь-государь трясся. Поэтому как ни манил меня к себе удивительный геологический феномен, здоровье было дороже. Километров через 5 такой езды я кое-как развернулся на грейдере и поехал восвояси.

В заключение хочу еще раз отметить, что Долина Смерти – исключительно интересное место. Любителям дикой природы к посещению строго обязательно. Лично я, пожалуй, ничего круче еще не видел. Даже та часть диковин, что я успел посмотреть во время своего визита, достойна поездки в США. Даже если бы я больше ничего не посмотрел за свой визит, я все равно считал бы, что поездка удалась.

Я люблю путешествовать, и жалею, что выбраться посмотреть что-нибудь этакое выдается реже, чем хочется. По этой причине я не приветствую возвращения в те места, где я уже побывал. Но в Долину Смерти я с удовольствием съездил бы еще раз, будь у меня такая возможность. Этот факт чего-нибудь да стоит. Такие дела…

Фотоальбом Долина Смерти

Часть 0
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Часть 10
Часть 11
Часть 12

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

2 Comments

avatar

Спасибо! Очень интересно! А на видео не снимал?

Reply Delete
avatar

Нет, я фотографию больше люблю.

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru