вторник, 26 июля 2011 г.

thumbnail

Gran Turismo 5

По мере возможности продолжаю изучать игры для приставки Sony PlayStation 3. Очередной игрой, отнявшей у меня ощутимое количество свободного времени, стала новая, пятая часть легендарной серии Gran Turismo. Для тех, кто не в курсе: это игра в жанре автосимулятора, проще – гонки на машинах.

Вступление

В далекие юношеские годы я регулярно читал журнал «Страна Игр», который публиковал хвалебные рецензии на первую и вторую части игрового сериала, вышедшие эксклюзивно для первой PlayStation. Этой приставки у меня не было: я в качестве игровой платформы всегда предпочитал персональный компьютер, но это не мешало мне с восхищением разглядывать скриншоты элитных автомобилей современности, тщательно перенесенных в игру. Мне тогда казалось, что ничего подобного качества на компьютерах нет, невзирая на то, что по железу первая (да и вторая) PlayStation ничего особенного по сравнению с «писюками» не представляла. Я завидовал обладателям «Сонек».

С тех пор прошло много времени, я вырос и журнал «Страна Игр» читать перестал. И третья и четвертая части прошли мимо, но вот на подходе часть пятая, эксклюзивно для PlayStation 3. От первых двух приставка отличается довольно продвинутыми характеристиками, поэтому не попробовать на ней вожделенную многие годы игру, было бы глупо. Хотя покупалась PS3 больше как Blu-ray проигрыватель.

Что же представляет собой Gran Turismo 5? Я не собираюсь подробно описывать все фичи программы – всю интересующую информацию можно подчерпнуть в многочисленных хвалебных обзорах в Сети. Игра хорошая, и поиграть в нее стоит. Тем обиднее, что у нее есть ряд недостатков, которые почему-то никто старается не замечать. По недостаткам я и пройдусь, в пути постараюсь быть максимально объективным.

Графика

Как говорится, встречают по одежке. Заявленное игровое разрешение – FullHD 1080p, но во время первого же заезда в глаза бросается резкий диссонанс скриншотов с «живой» графикой. Сразу вскрывается банальный обман потребителей. Большинство «кадров из игры», находящихся в Интернет, и печатавшихся в свое время в «Стране Игр» – отфотошопленная фикция. Из всего игрового автопарка общим числом более тысячи (!) машин, отлично выглядят лишь около двухсот, нарисованных специально для этой части и названных элитными. Остальные восемьсот стандартных импортированы из предыдущих частей сериала, и выглядят не более чем неплохо. Полигонов маловато, разрешение текстур низковатое, вида из кабины нет – есть только у элитных. Зато отлично озвучены все без исключения болиды, врать не буду. Если с машинами ситуация в целом хорошая, то на трассы смотреть без недоумения не получается.

Во-первых, трассы, неплохо, подробно и точно (в случае реальных автодромов) спроектированы, но довольно убого выглядят. Дорожное полотно еще ничего, но по обочинам виды стоят печальные. Правда это если только остановиться и посмотреть внимательно – пока несешься по серпантину со скоростью 300 км/ч, на пейзажи глазеть некогда, и лишь «лесенки» алиайсинга непременно режут глаз. Гораздо обиднее, что в игре присутствует лишь два типа погоды – солнечный день и проливной дождь (редко), при этом состояние «мокрого» дорожного полотна везде одинаково: лужи и подсохшие участки отсутствуют. Мокрая трасса отличается от сухой лишь измененным коэффициентом трения, и машина больше скользит. Простой пасмурный день для разнообразия – тоже отсутствует как класс, не говоря уже о динамической смене погодных условий. А ведь в игре есть заезды на выносливость, где по одному «кольцу» приходится носиться два-три часа! Там-то динамическая смена погоды пришлась бы более чем кстати в плане разнообразия игрового процесса.

Во-вторых, зрители представляют собой… плоские спрайты! И это в 20-х годах 21-го века! На трибунах автодромов вместо зрителей сидит какая-то мутная колышущаяся херня. Для определенных типов трасс, в частности, для раллийных заездов, разработчики не поленились нарисовать несколько вроде бы полигональных зрителей, размахивающих дистрофичными ручками как заведенные куклы. Лучше бы уж стояли смирно, облокотившись на поручни и лишь вертя головами в сторону проезжающей машины, чем так. Но самое главное то, что в ряде трасс в изображении присутствуют серьезнейшие артефакты! У объектов в игре стабильно очень плохо с тенями, но в ряде мест тени начинают «плясать», мерцать и перекрывать автомобили самым ужасным образом. Как можно было пропустить такие жуткие баги и не исправить их после уже десяти патчей – ума не приложу.

Звук

Тоже касается и звукового оформления. Великолепные звуки моторов, записанные с реальных автомобилей, сочетаются с несуразным буханием ударов машины о препятствия, одинаковым для разных материалов и скоростей. Даже влепившись в бетонную стену на скорости почти 400 километров в час, вы не услышите ничего кроме «бэмс!» - чисто куль с говном. Зато при желании можно попробовать перевернуться через крышу – за этот кульбит даже дадут мини-приз.

Реализм

Еще на этапе загрузки, и даже на обложке диска, игра гордо заявляет, что является настоящим симулятором вождения (real driving simulator). Значит, будем оценивать ее соответственно. Основные мои претензии как раз к «симулированию» настоящих гонок. Вот скажите мне, господа разработчики, в какой настоящей гоночной серии вы видели, что пилоты в заездах располагаются всегда на одной и той же позиции на старте? Если в GT5 это обычный заезд, то игрок ВСЕГДА стартует седьмым, если картинг – то последним. Неважно даже, какую позицию он занимает в чемпионате, если едет несколько гонок подряд. Разработчики, похоже, и понятия не имеют о такой вещи как квалификация перед гонкой. Т.е. проезд одного круга на время с определением лучшего времени и расстановки соответственно ему на стартовой решетке, или про перевернутую решетку. Уж лучше компьютерные оппоненты жульничали бы с установкой времени квалификации, и игрок стартовал бы из середины пилотона, чем такая дебильная реализация. Не говоря уже о том, что это банально нечестно – вечно стартовать седьмым.

Кстати, в жульничестве электронных болванов уличить тоже легче легкого. Однажды я носился на «сезонном мероприятии» по Нюрбургрингу в его конфигурации для 24-часовых марафонов. Набор участников ботов жестко зафиксирован. Поехал на Bugatti Veiron. Первая попытка была не очень удачной, вышло 8:30. Пришел шестым, бот на "Toyota Minolta что-то там" приехал за 8:11. Я взял другую машину, "Chapparal 2J Race Car". У нее гораздо больше прижимная сила, на Северной Петле это преимущество. Проехал круг примерно за 8:10, пришел третьим. Бот на Minolta уже прошел круг за 8 минут ровно. Ладно, думаю, я тебя еще достану. Пошел в магазин запчастей, прокачал свой Chapparal по самые помидоры, и проехал круг за 7:50. А бот на Minolta… за 7:40. Я пришел вторым и бросил это занятие. Игра видит, что я наращиваю темп, и соответствующим образом корректирует результаты электронных болванов. Реализм, базара нет. В реальности, гоняясь на одной и той же машине, улучшить прохождение круга на Нюрбурге на полминуты невозможно в принципе! (Подразумевается, что за рулем сидит опытный гонщик знающий трассу.)

Погодные условия, упомянутые выше, особого влияния на поведение машины на дороге не оказывают. Про температуру окружающего воздуха и температуру гоночного полотна разработчики забыли. Елки – тут даже бензин в баке бесконечен, и резина не изнашивается. Поэтому можно проходить повороты в стиле «дрифт», совершенно не заботясь о состоянии и температуре покрышек. Только времени прохождения круга этот стиль не сократит. Справедливости ради, должен сказать, что участвуя в первом своем заезде на выносливость, я заметил, наконец, что «включился» расход бензина и износ резины. И мне даже пару раз пришлось заехать в боксы, где уродливые истуканы-механики поменяли мне колеса и залили бензин из какой-то мега-клизмы. Но остается совершенно неясным, почему эту полезную и реально влияющую на игровой процесс «фишку» разработчики активировали так поздно.

Аналогичным образом дела обстоят и с повреждениями машин. У водителей, не достигших 20-го уровня, машины не бьются вообще, и это даже хорошо, хоть и попахивает аркадными покатушками. После 20-го уровня В НЕКОТОРЫХ ЗАЕЗДАХ машины начинают деформироваться при столкновении, будто они пластилиновые, и даже фары не бьются а «растягиваются» вместе с крыльями. Говорят, что более реалистично машины будут биться по достижении игроком 40-го уровня. Но таких высот достигнут лишь самые упорные, и увидят это лишь избранные. Лучше бы вообще ничего не делали, чем так. То, что повреждения никак не сказываются на работе механизмов и управляемости машины, говорить, думаю, бессмысленно. Сойти в гонке из-за аварии невозможно.

Правила и статистика

Про базовые правила проведения гонок японские разработчики тоже видимо забыли. Например, о том факте, что если ты кого-то обгоняешь на круг, соперник обязан тебя пропустить. Никаких синих, желтых, красных и черных флагов, и даже клетчатого, в игре просто нет. Поэтому оппоненты ведут себя на трассе чисто обезьяны с гранатой – носятся туда-сюда по треку, будто они здесь одни, подрезают, выталкивают с трассы и т.п. Но виртуальные противники хотя бы ездят по траектории, а от игрока в подавляющем большинстве заездов не требуется даже этого! Вы спокойно можете круг за кругом срезать шиканы на трассах в Монце, Сузуке или Нюрбургринге (люди разбирающиеся поймут о чем я), снимая со своего результата минимум две секунды с круга – и все ок! В нормальном гоночном симуляторе (не говоря уже о реальности) такого ездуна немедленно дисквалифицировали, а здесь – пожалуйста. Очень реалистично, базара нет. Зато в быстрых тренировочных заездах, когда ты сражаешься только с секундомером, компьютерный судья строг до неприличия, и лишает тебя времени, даже если ты заезжаешь за поребрик лишь двумя колесами, что в нормальных гонках нарушением не считается.

В игре практически полностью отсутствует столь милая сердцу любого гонщика статистика. Во время заезда показывают лишь информацию о времени прохождения игроком трех последних кругов заезда да лучший круг. После заезда – лишь общее время, потраченное гонщиками на прохождение дистанции. Ни тебе лучшего круга гонки, ни сравнения времен по секторам, ни времени, проведенного на пит-стопах, ни сравнения двух соперников по скорости на одном и том же участке автодрома. Даже абсолютно лучшее время трассы – и то не фиксируется. Поэтому невозможно понять, хорошо ты пилотируешь на конкретной трассе, или есть еще, где прибавить.

Из-за таких крупных недочетов в плане реализма, порой играть просто неприятно. Впрочем, судя благолепию в рецензиях, пипл хавает и так, и причмокивает еще.

Управление

Еще одним немаловажным аспектом является управление в игре. Нормально управляться с автомобилем на этой кочерге под названием Sixaxis может только криворукий мазохист. Я понимаю: хочешь серьезного погружения – купи себе руль с педалями. Но неужели нельзя было сделать управление более мягким? Опция Active Steering, отвечающая за это, помогает не сильно. В результате, ты «летишь» на Bugatti Veyron по Северной Петле Нюрбургринга с ощущением, что ты говно, болтающееся в проруби.

Дополнительные возможности

Вместо шлифовки и полировки базовых для любого серьезного симулятора вещей, разработчики напихали в игру кучу бесполезного функционала. Всякие дурацкие фотоальбомы, авто путешествия, видеоролики ни о чем, скачиваемые из Интернет, всякие бантики, свистелки и перделки – это все здорово но только когда база, основа, фундамент – вылизана до блеска и работает как часы. Иначе это пустая трата времени в ущерб качеству «основного блюда». Лично я попробовал сделать фото, разместив машину где-то в Швейцарском городе – получилось средненько, глаз радуется не сильно, поставить «фото» на обои – рука не поднимается. По техобслуживанию автомобилей тоже не все ясно: есть ряд возможностей, типа переборки двигателя или восстановления жесткости кузова, но, при отсутствии нормальной модели повреждений, надобности в них нет. Перекраска авто – вещь хорошая, но красок в активе сотня разных оттенков, а толку – ноль. Ну, поездил на зеленой машине и перекрасил ее в красный – «жить стало лучше, жить стало веселее».

Отдельного упоминания заслуживает режим B-Spec, в котором за вас гоняется виртуальный гонщик, а вы выступаете в роли его гоночного инженера. Управление сводится к отдаче банальных указаний «Езжай быстрее», «Езжай медленнее», «Поддерживай скорость» и т.п. Рецепт победы прост: нужно лишь снабдить виртуального болвана крутой тачкой из собственного гаража. Победы виртуала будут приносить вам в копилку деньги и автомобили, вручаемые за победы в состязаниях. Лично я абсолютно не понимаю смысла этого прибамбаса и считаю его узаконенным читерством. Поэтому и не пользуюсь. Гораздо интереснее зарабатывать призы самому.

Гараж

Как было сказано выше, за каждую знаковую победу игрок вознаграждается новым, случайно выбранным транспортным средством. Игра выдает купон, по которому в любой момент можно получить понадобившуюся тачку. Неприятность в том, что из этого купона совершенно непонятны технические характеристики авто, т.е. не ясно, нужна тебе эта машина или нет. Что мешало ввести подробную статистику на купонные авто и возможность обменять его на денежный эквивалент? Приходится использовать все купоны подряд, и разбираться с автомобилями уже в гараже.

Совершенно убивает «гениальное» решение разработчиков разделить автомобили в гараже игрока на продаваемые и нет. Вот потратил я кучу бабок и купил себе вышеупомянутый Bugatti Veyron. Выиграл на нем какой-то из чемпионатов, и мне в качестве приза выдали… второй Veyron, только другого цвета. Обрадовавшись мысли, что я смогу его продать и отбить часть денег от покупке первого, я иду в гараж, где мне говорят: «Машину нельзя продать, ее можно только удалить из гаража». В игре, где нет серьезного закоса под реальность (в реальности мало кто может позволить себе Veyron, даже подержанный), этот факт ничего кроме недоумения не вызывает. В итоге у меня в гараже накопилось минимум десяток автомобилей, которые мне абсолютно не нужны, а удалять их «забесплатно» - жалко. Бред, да и только.

Из важных технических характеристик автомобилей, игроку не предоставляется информация о количестве лошадиных сил. Клево, да? Вместо этого каждая машина снабжена показателем под названием Технический Рейтинг. Как он рассчитывается, что он значит, как влияет на стоимость или поведение на дороге – знает лишь мудрец лохматый. В результате он только мешает и сбивает с толку, а при выборе авто оптимального для гонки, приходится ориентироваться лишь по киловаттам и оборотам двигателя в минуту, да по неким косвенным признакам, типа веса машины.

Заключение

Ничего от реалистичного гоночного симулятора в Gran Turismo 5 нет. Ну нет, и все тут. И пускай фанаты серии с пеной у рта доказывают мне обратное. Gran Turismo 5 – это хорошая, захватывающая аркадная гонялка. Она может похвастать огромным автопарком с подробным и интересным описанием каждого автомобиля, качественной проработкой легендарных гоночных трасс типа Монцы (кстати, а почему нет Spa с его легендарной Красной Водой???), разнообразными видами заездов, включая картинг, ралли, NASCAR и заезды на выносливость, хорошим звуковым сопровождением, реальными, хоть и скудными возможностями модернизации машин. Также в активе и он-лайн заезды, хотя я в них участия не принимал (ну неинтересно мне это). Т.е. играть можно и нужно, и даже затягивает. Есть еще много не пройденных заездов и чемпионатов, много опыта еще не получено, много крутых тачек не куплено. Я прошел уже большую часть заездов в игре, и сейчас у меня 28-й уровень, а есть заезды требующие аж 40-го. Есть еще, куда расти.

Самое интересное то, что у игры есть все возможности для преображения в настоящий симулятор, причем малой кровью. Для игр на PC есть такая вещь как МОДы, когда фанаты, а иногда и целые игродельческие артели разрабатывают модификации, существенно преображающие оригинальную игру. Можно добавить чуваков с синими флагами, нарисовать пару-тройку дополнительных скинов неба, расширить статистику, подлатать тени, добавить несколько лишних звуковых эффектов, везде включить износ агрегатов. Добавить переговоры с боксами, пусть и бутафорские. Но здесь все упирается в консольное происхождение игры, поэтому никто кроме самих разработчиков не в состоянии докрутить Gran Turismo 5 до полноценного симулятора. А им, видно, и так хорошо. Непонятно только, чем они семь лет занимались, пока игра была в разработке. Но я со своим брюзжанием в явном меньшинстве, судя по объемам продаж.

Многие игроки, обозреватели и сами разработчики жалуются, что серия застоялась, что ей требуется свежая кровь. Но что еще внедрить, они не знают. Эта моя заметка дает ответ: выкиньте всякую бесполезную хрень и добавьте то, что необходимо. Вы ведь в одном шаге от идеального консольного автосимулятора! Так сделайте его! Только не тратьте на этот шаг еще десять лет.

Вердикт

Играю увлеченно, но с изрядной долей разочарования. Уж больно расходится реальность с ожиданиями (фантазиями). В нынешнем виде, затрат на серьезный руль игра точно не стоит.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru