четверг, 2 сентября 2010 г.

thumbnail

"Принц Персии: Пески Времени" ("Prince of Persia: The Sands of Time")

«Дастан сделал это!»
Ключевая фраза фильма


В некотором царстве, в некотором государстве, носящем название Персия, жил да был мальчик по имени Дастан. Жил он, как и большинство его сверстников, на улице, и перебивался на ближайшем базаре мелким воровством. Однажды по базару проезжал со своей свитой и младшим братом главный император Персии. Друг Дастана огреб, попавшись под ноги одному из членов свиты императора, а Дастан как храбрый и благородный мальчик вступился за него, бросив в обидчика яблоком. Императорская свита рассвирепела от такой наглости и начала гоняться за мальчишкой, а он улепетывал от них паркур-style. Когда же пацана все-таки изловили и уже приготовились отрубить ему за такую дерзость руку, вмешался растроганный император. Личные качества парнишки настолько его впечатлили, что владыка немедленно его усыновил.

Проходит сколько-то лет. Юный принц не размякает на императорских харчах, а участвует в нелегальных кулачных боях и всяких прочих развлечениях: бухает с чернью, валяется в пыли и т.п. И везде таскает с собой яблоко (наверное то самое). Папаня, братья и прочая знать, что характерно, относятся ко всему этому как к милому пустяку. Но вот персидское войско решило пойти на соседа войной и захватить священный город, который оставался непокоренным целую тысячу лет. С помощью отважного Дастана персы захватывают город за один день, а Дастан в одной из заруб на мечах отбирает у противника ножичек с иероглифами и стеклянной ручкой. Ножичек привлекает внимание принцессы-повелительницы захваченного города.

За доблесть и отвагу, проявленную при захвате города, персы нарекают Дастана Львом Персии, и в качестве особого поощрения отдают принцессу в качестве первой жены. Но тут на одной из пьянок в честь великой победы какой-то ковард убивает императора, надев ему на плечи пропитанный ядом шарфик. В подпитии братья Дастана решают, что это его рук дело, начинают за ним охотится, но Дастан берет в охапку принцессу и чудо-ножик, и убегает из города. По дороге обнаруживается, что у ножика есть секретная кнопка, нажав на которую можно перенестись в прошлое и изменить историю. Дастан оказался настолько сообразительным мужчиной, что лишь с третьей попытки сумел правильно воспользоваться ножиком чтобы не получить резаную рану от принцессы.

Далее на мягкое место Дастана свалится куча приключений, поединков на мечах, предательств близких, паркура и любви коварной принцессы. Из всех приключений Дастан выйдет с честью, ведь с секретным ножиком можно все настроить под себя. Главное: подбрасывать в рукоятку специально обученное топливо для путешествия во времени, которое тогда называлось «песками времени»…

Перед нами очередная поделка студии Дисней на основе известной компьютерной игры. Как известно, попытка экранизировать оригинальную игру особого успеха не принесла. Сложно было сценаристам придумать толковые впечатления на таком материале: по подземельям бегает чувак с мечиком, прыгает через ямы с кольями, сражается на мечиках с визирями, подбирает бутылочки с жизнями. Спасает принцессу, одним словом. Поэтому сценаристы фильма дожидались, пока за них все придумают сценаристы игры. И действительно, в 2004-м году в свет вышла новая игра "Prince of Persia: The Sands of Time", однако, киношникам понадобилось пять лет чтобы слепить по ней фильм.

Что у них получилось на выходе? Получилась дрянь. Дело даже не в том, что сценарий кишит разнообразными глупостями – такое можно встретить почти в любом кинопроекте Диснея последних лет, в тех же «Пиратах Карибского моря». Как известно, это вовсе не историческая картина, «Пираты» поставлены по мотивам одного из аттракционов Диснейленда. Соответственно, создатели воплотили на экране тот же веселый и увлекательный аттракцион, который невозможно было воспринимать всерьез. Создатели «Принца Персии» пошли другим путем и постарались сделать свой фильм серьезным и пафосным, как будто снимали на основе реальных событий, а не компьютерной игры. Раз они делали серьезный фильм, то и спрос с них будет серьезный.

Для начала пусть авторы потрудятся объяснить, за каким хреном император всея Персии ехал по своим делам через провинциальный базар. Это из той же оперы, что Путин с кортежем поехал по своим делам через почивший в бозе черкизовский рынок. Даже еще хуже, ведь у средневековых арабов социальное расслоение было еще сильнее, чем сейчас у нас. Ну а то, что император так проперся талантами пацана что усыновил его – это уже, ребята, к доктору. Кстати, по идее он должен быть шахом, а не императором.

Когда пацана поймали стражники, ему собирались отрубить руку. А ведь руки отрубали ворам, а не оскорбителям власти – таких прилюдно пытали, а затем отрубали голову. Налицо незнание авторами элементарных вещей.

Во время штурма священного города была просто картина маслом. Главные ворота города штурмует войско, его обстреливают горящими снарядами из катапульт и требушетов, пылают крыши домов. В это время диверсанты во главе с Дастаном лезут по восточной стене, по верху которой лениво прохаживается лишь одинокий сонный стражник! Когда же его «снимают» и это обнаруживается, стражники кричат «трубите тревогу». То есть осада родного города в километре к западу не является причиной для подъема гарнизона по тревоге! Я смотрел фильм в оригинале – это не косяки переводчиков, как можно было бы подумать.

Во время штурма был и еще один кретинский эпизод. По улице осажденного города бежал большой воинский отряд. Типа как на подмогу товарищам. Дастан отрезал им путь, сбросив со стены что-то типа сарая и подпалив его. Воины потоптались-потоптались у перекрытого прохода, как с другой стороны горящего сарая на них выскочил конный отряд нападающих и перебил аборигенов в капусту. Во-первых, на кой хрен было преграждать путь всадникам? Ну продвинулись бы защитники города на сто лишних метров – все равно им навстречу шла конница. Во-вторых, почему стражники не могли преодолеть горящие обломки сарая, а лошади – пугливые животные – спокойно пошли сквозь огонь? Ну и в третьих, кому пришла в голову сражаться на лошадях на узеньких городских улицах? Там же не развернуться толком, и эту конницу перебили бы как баранов, тупо забросав их сверху камнями!

Сильно радовался, увидев момент, когда вся великая персидская армия, бросив осадные орудия и т.п. ломанулась в открытые Дастаном ворота. Это же бутылочное горлышко, а история 300 спартанцев учит нас, сколь эффективна может быть оборона в подобных обстоятельствах. Нет – город взяли за ночь. Да через эти ворота войска без остановки входили бы не менее недели! В общем, все связанное со сражениями в фильме прописано из рук вон плохо. Авторы сценария показали себя полными профанами в военном деле, а привлечь даже захудалого консультанта не догадались.

Пока зрители не успели отойти от впечатлений батальных сцен, авторы подвозят тележку с великими американскими ценностями и американской внешней политикой. Персы захватившие город говорят: вы, негодяи секретно производите и поставляете сабельки нашим врагам. За это мы вас и нагнули. Побежденные протестуют: да вы разуйте глаза – у нас даже кузниц толком нет! Не имеет значения, отвечают храбрые персы. Но вы можете искупить вину путем дружбы с нами на наших условиях. Пусть принцесса возьмет за руку принца и станет другом Персии. Никогда! – отвечает принцесса, - лучше смерть. Как скажете. Ситуация до смешного напоминает вторжение американцев в Ирак, а прототипом принцессы был не кто иной как Саддам.

По ходу фильма накал американских ценностей усиливается. Император заявляет своему сыну: если дело, творящееся вокруг тебя нечестиво, то великий человек пресек бы его, неважно, кто отдавал приказ. Любопытно, как император с таким подходом к армейским приказам смог нагнуть половину континента от Египта до Индии?

Я понимаю, что это фильм по компьютерной игрушке, а не по реальной истории Персии. Но физически невозможно серьезно воспринимать подобные косяки в фильме, где все так серьезно и пафосно. Рука сама тянется указать на перечисленные выше дыры – понизить градус, так сказать. Есть в картине и множество технических ляпов. Например, во время песчаной бури в пустыне Дастан с принцессой прячется в палатке. Там же наблюдается башка их коня. Туловище и жопа лежащего на песке коня остаются на улице ничем не защищенные. Я, конечно, не специалист, но по моему скромному мнению, конь этого катаклизма не пережил бы, и голова в палатке его вряд-ли спасла бы от обжигающего и колючего песка с огромной скоростью бомбардирующего тело.

Есть и тупизна. Пока мужик обливал ядом шарфик для императора, он обжег себе руки и даже никак этого не скрывал. Правильно: средневековые арабы – они все тупые как бревно, и никто, кроме продвинутого паркурщика Дастана, не заметил связи. Или вот искусный метатель ножей гонится за Дастаном с желанием его прикончить, тут путь ему преграждает решетка. Он стоит и тупо разглядывает беглеца вместо того чтобы метнуть нож между прутьев.

Собственно, из таких вот эпизодов состоит практически весь фильм. Лично мне понравился ровно один фрагмент: дуэль уже упомянутого выше метателя ножей за хороших, и зловредного ниндзи с гвоздеметом за плохих. Ничья – 1:1.

Про актерские работы сказать практически нечего. На вторые роли собрали таких талантливых людей как Альфред Молина и Бен Кингсли и заставили их корчить страшные рожи и изображать не пойми кого. На главные роли подтянули зазвездившегося в последнее время Джейка Джилленхолла и какую-то неизвестную мне тетеньку. Тетенька вообще не айс. Джейк был неплох, когда разговаривал, но как только начиналась очередная сцена с гимнастикой и паркуром, привязанный веревкой Джейк на фоне нарисованных задников ничего кроме зевания не вызывал. Симпатичны виды при натурных съемках, да приятная, хотя и похожая на ряд других картин, музыка. Пожалуй, всё: больше ничего сколь либо интересно в картине нет.

«Принц Персии» - это очередная отстойная экранизация хорошей компьютерной игры. Лишь Уве Болл снимает хуже. Смотреть только от большого безделья, при прочих равных – потраченного на него времени фильм не стоит.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru