Не секрет, что при переходе от экзотического формата VideoCD и сильно более распространенных видеокассет формата VHS к DVD наблюдалось драматическое улучшение качества изображения и звука. Попутно издателями добавлялись экранные меню и всяческие дополнительные материалы, что не влияло непосредственно на ощущения от основного фильма, но столь же драматическим образом улучшало пользовательский опыт от приобщения к DVD.
Не менее заметным было улучшение качества картинки (звука в меньшей степени) при переходе с DVD на Blu-ray. Но наблюдалось это в основном для новинок Голливуда, тогда как покрывшиеся благородной сединой ленты смотрелись не настолько уж сногсшибательно. Все сводилось к желанию производителя проводить работы по восстановлению или ремастерингу видео. Для таких релизов картинка улучшалась существенно, я это смог оценить, например, по выпуску переиздания «Хищника» под заголовком «Ultimate Hunter Edition». Я знаю этот фильм наизусть покадрово и видел существенные отличия в лучшую сторону.
Вопрос улучшения качества изображения при переходе от Full HD на Ultra HD отнюдь не праздный. Четырехкратно выросшее разрешение и добавление расширенного динамического диапазона HDR, по идее, должно снова перевернуть пользовательский опыт, когда при переходе на новый формат о старом уже хочется поскорее забыть. И так как я с недавних пор являюсь обладателем флагманского Ultra HD телевизора Samsung, эталонного во всех отношениях Ultra HD плеера OPPO UDP-203, и доступа ко всем фильмам – старым и новым – благодаря сети Интернет, у меня есть возможность провести лобовое сравнение двух форматов.
В качестве тестового материала я выбрал следующие картины – старался взять как старую классику, так и относительно недавние релизы и новинки:
1) «Rocky» (1976): Blu-ray издание «Heavyweight collection» Зоны 1 и произведенный в 4к ремастер Blu-ray Зоны 3;
2) «Dracula» (1992): Blu-ray издание Зоны 3 и Ultra HD издание Зоны 1;
3) «Gladiator. Extended Edition» (2000): Blu-ray издание Зоны 1 и Ultra HD издание Зоны 1;
4) «Deadpool» (2016): Blu-ray издание Зоны 3 и Ultra HD издание Зоны 1;
Вне зачета выступал Ultra HD ремукс Зоны 1 ремейка фильма «Безумный Макс» (2015).
У меня не было столько времени на просмотр фильмов «от и до», поэтому я ограничивался, в среднем, первыми 10 минутами. На мой взгляд, по ним уже можно составить достаточно релевантное мнение.
1) «Rocky». В первом случае картинка очень зернистая, сильная «шевеленка» присутствует даже на простейшем кадре, в котором по черному фону бегут белые буквы названия фильма. На букве Y так и вовсе какое-то черное пятнышко едет – очевидно, недоработка изначального монтажа картины. Иногда заметны проскакивания маленьких черных пятнышек «сигаретных ожогов». Зерно и «шевеленка» преследуют всю первую сцену фильма, где в полутемном сарае Рокки дерется за небольшую ставку. Во втором случае налицо следы полного ремастера, начиная с осовремененной заставки MGM, вычищенными буквами в названии и сильно сниженной «шевеленке». Для коллекции однозначно нужно оставлять 4к ремастер, а предыдущее издание отправлять в утиль. Самое смешное при этом, что обновленное издание «весит» на целых 3 гигабайта меньше: 32,5 против 35,5.
2) «Dracula», к сожалению, не подвергся тщательной реставрации, поэтому отличий Blu-ray издания и Ultra HD лично я практически не заметил. Единственное что цвета выглядят более естественными и, забегая вперед, это касается всех Ultra HD релизов. Я это связываю с наличием в них расширенного динамического диапазона HDR10. В остальном релизы по качеству аналогичны: «шевеленка» по всему экрану, как в темных, так и в насыщенных светом сценах. Первый серьезный удар по Ultra HD.
3) «Gladiator» при переиздании в Ultra HD подвергся реставрации. Хотя фильм относительно новый, снят он был на пленку, и это видно по тем же небольшим «сигаретным ожогам» на Blu-ray издании. Аналогично с «Дракулой», на Ultra HD немного более естественные цвета, плюс меньшая «шевеленка» благодаря реставрации, «сигаретные ожоги» отсутствуют как класс. Но, как в случае с «Рокки», выбрасывать «устаревший» Blu-ray релиз и бежать в магазин за Ultra HD смысла нет: сей небольшой прирост качества новых затрат никак не заслуживает.
4) «Deadpool». Я честно старался найти существенные отличия версий Full и Ultra HD. И… ничего не нашел. И в первом и во втором случае детализация отличная: на костюме главного героя четко просматривается текстура в виде тонкой сеточки, отлично читаются мелкие надписи на стекле такси и рекламных буклетиках, никакой тебе «шевеленки» - картинка каменно стабильная в обоих случаях. Первая сцена с титрами, где камера медленно летает туда-сюда, является очень сложной для плавного воспроизведения плеером и OPPO UDP-203 прекрасно справился и в первом и во втором случае. Вся разница между релизами опять-таки сводится к чуть более естественным цветам в варианте с HDR10.
Выступивший вне зачета «Безумный Макс» выглядел сногсшибательно! Ничего лучшего в плане изображения я в домашних условиях ранее не видел. Безусловный, эталон, который получает от меня приз зрительских симпатий!
Резюме. Лично я, как любитель быть на острие прогресса, очень сильно переживал, что Ultra HD Blu-ray диски официально в нашей стране до сих пор не продаются. Но как показало вдумчивое тестирование – я переживал совершенно зря, и вы тоже можете абсолютно по этому поводу не париться. Если уж я на флагманской аппаратуре суммарной стоимостью почти полмиллиона рублей толком ничего не углядел, то и вы не увидите. Конечно, если вы не активист секты аудио и видеофилов. Продвинутые «улучшайзеры» плеера OPPO вытягивают Full HD картинку до такого уровня, когда разница становится незаметной для самого зоркого глаза.
С одной стороны, мне обидно, что при переходе на новый формат в плане пользовательского опыта не произошло буквально ничего. В 4к сногсшибательно выглядят рекламные ролики в салонах аудио-видео техники, специальным образом записанные и смонтированные. С другой стороны, мы же телевизор покупаем не для просмотра промороликов, а для кино и телепрограмм. И это очень хорошо, что не нужно сломя голову гнаться за Ultra HD: если его нет в доступе, то можно смело приобщаться к новинкам кинематографа в формате Full HD. Для возрастных же лент нужно отслеживать ремастеры и стараться собирать именно их – улучшение качества картинки очень заметно.
А носитель в данном случае не важен. Как это ни прискорбно.
Subscribe by Email
Follow Updates Articles from This Blog via Email
No Comments