вторник, 15 мая 2018 г.

thumbnail

Практическое сравнение Full HD и Ultra HD фильмов

Недавняя моя заметка о просмотре в домашних условиях видеофильмов вызвала такой вопрос: насколько улучшается картинка и, соответственно, ее восприятие зрителем при переходе от видео Full HD к Ultra HD? Давайте разбираться.

Не секрет, что при переходе от экзотического формата VideoCD и сильно более распространенных видеокассет формата VHS к DVD наблюдалось драматическое улучшение качества изображения и звука. Попутно издателями добавлялись экранные меню и всяческие дополнительные материалы, что не влияло непосредственно на ощущения от основного фильма, но столь же драматическим образом улучшало пользовательский опыт от приобщения к DVD.

Не менее заметным было улучшение качества картинки (звука в меньшей степени) при переходе с DVD на Blu-ray. Но наблюдалось это в основном для новинок Голливуда, тогда как покрывшиеся благородной сединой ленты смотрелись не настолько уж сногсшибательно. Все сводилось к желанию производителя проводить работы по восстановлению или ремастерингу видео. Для таких релизов картинка улучшалась существенно, я это смог оценить, например, по выпуску переиздания «Хищника» под заголовком «Ultimate Hunter Edition». Я знаю этот фильм наизусть покадрово и видел существенные отличия в лучшую сторону.

Вопрос улучшения качества изображения при переходе от Full HD на Ultra HD отнюдь не праздный. Четырехкратно выросшее разрешение и добавление расширенного динамического диапазона HDR, по идее, должно снова перевернуть пользовательский опыт, когда при переходе на новый формат о старом уже хочется поскорее забыть. И так как я с недавних пор являюсь обладателем флагманского Ultra HD телевизора Samsung, эталонного во всех отношениях Ultra HD плеера OPPO UDP-203, и доступа ко всем фильмам – старым и новым – благодаря сети Интернет, у меня есть возможность провести лобовое сравнение двух форматов.

В качестве тестового материала я выбрал следующие картины – старался взять как старую классику, так и относительно недавние релизы и новинки:
1) «Rocky» (1976): Blu-ray издание «Heavyweight collection» Зоны 1 и произведенный в 4к ремастер Blu-ray Зоны 3;
2) «Dracula» (1992): Blu-ray издание Зоны 3 и Ultra HD издание Зоны 1;
3) «Gladiator. Extended Edition» (2000): Blu-ray издание Зоны 1 и Ultra HD издание Зоны 1;
4) «Deadpool» (2016): Blu-ray издание Зоны 3 и Ultra HD издание Зоны 1;
Вне зачета выступал Ultra HD ремукс Зоны 1 ремейка фильма «Безумный Макс» (2015).

У меня не было столько времени на просмотр фильмов «от и до», поэтому я ограничивался, в среднем, первыми 10 минутами. На мой взгляд, по ним уже можно составить достаточно релевантное мнение.

1) «Rocky». В первом случае картинка очень зернистая, сильная «шевеленка» присутствует даже на простейшем кадре, в котором по черному фону бегут белые буквы названия фильма. На букве Y так и вовсе какое-то черное пятнышко едет – очевидно, недоработка изначального монтажа картины. Иногда заметны проскакивания маленьких черных пятнышек «сигаретных ожогов». Зерно и «шевеленка» преследуют всю первую сцену фильма, где в полутемном сарае Рокки дерется за небольшую ставку. Во втором случае налицо следы полного ремастера, начиная с осовремененной заставки MGM, вычищенными буквами в названии и сильно сниженной «шевеленке». Для коллекции однозначно нужно оставлять 4к ремастер, а предыдущее издание отправлять в утиль. Самое смешное при этом, что обновленное издание «весит» на целых 3 гигабайта меньше: 32,5 против 35,5.

2) «Dracula», к сожалению, не подвергся тщательной реставрации, поэтому отличий Blu-ray издания и Ultra HD лично я практически не заметил. Единственное что цвета выглядят более естественными и, забегая вперед, это касается всех Ultra HD релизов. Я это связываю с наличием в них расширенного динамического диапазона HDR10. В остальном релизы по качеству аналогичны: «шевеленка» по всему экрану, как в темных, так и в насыщенных светом сценах. Первый серьезный удар по Ultra HD.

3) «Gladiator» при переиздании в Ultra HD подвергся реставрации. Хотя фильм относительно новый, снят он был на пленку, и это видно по тем же небольшим «сигаретным ожогам» на Blu-ray издании. Аналогично с «Дракулой», на Ultra HD немного более естественные цвета, плюс меньшая «шевеленка» благодаря реставрации, «сигаретные ожоги» отсутствуют как класс. Но, как в случае с «Рокки», выбрасывать «устаревший» Blu-ray релиз и бежать в магазин за Ultra HD смысла нет: сей небольшой прирост качества новых затрат никак не заслуживает.

4) «Deadpool». Я честно старался найти существенные отличия версий Full и Ultra HD. И… ничего не нашел. И в первом и во втором случае детализация отличная: на костюме главного героя четко просматривается текстура в виде тонкой сеточки, отлично читаются мелкие надписи на стекле такси и рекламных буклетиках, никакой тебе «шевеленки» - картинка каменно стабильная в обоих случаях. Первая сцена с титрами, где камера медленно летает туда-сюда, является очень сложной для плавного воспроизведения плеером и OPPO UDP-203 прекрасно справился и в первом и во втором случае. Вся разница между релизами опять-таки сводится к чуть более естественным цветам в варианте с HDR10.

Выступивший вне зачета «Безумный Макс» выглядел сногсшибательно! Ничего лучшего в плане изображения я в домашних условиях ранее не видел. Безусловный, эталон, который получает от меня приз зрительских симпатий!

Резюме. Лично я, как любитель быть на острие прогресса, очень сильно переживал, что Ultra HD Blu-ray диски официально в нашей стране до сих пор не продаются. Но как показало вдумчивое тестирование – я переживал совершенно зря, и вы тоже можете абсолютно по этому поводу не париться. Если уж я на флагманской аппаратуре суммарной стоимостью почти полмиллиона рублей толком ничего не углядел, то и вы не увидите. Конечно, если вы не активист секты аудио и видеофилов. Продвинутые «улучшайзеры» плеера OPPO вытягивают Full HD картинку до такого уровня, когда разница становится незаметной для самого зоркого глаза.

С одной стороны, мне обидно, что при переходе на новый формат в плане пользовательского опыта не произошло буквально ничего. В 4к сногсшибательно выглядят рекламные ролики в салонах аудио-видео техники, специальным образом записанные и смонтированные. С другой стороны, мы же телевизор покупаем не для просмотра промороликов, а для кино и телепрограмм. И это очень хорошо, что не нужно сломя голову гнаться за Ultra HD: если его нет в доступе, то можно смело приобщаться к новинкам кинематографа в формате Full HD. Для возрастных же лент нужно отслеживать ремастеры и стараться собирать именно их – улучшение качества картинки очень заметно.

А носитель в данном случае не важен. Как это ни прискорбно.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru