четверг, 18 октября 2012 г.

thumbnail

«Прометей» («Prometheus»)

Давным-давно из далекой-далекой галактики на юную Землю прилетел космический корабль. С его борта сошел один гуманоид, и совершив суицид, породил жизнь на нашей многострадальной планете.

Прошло много-много лет, пока не наступил 2089 год н.э. Двое археологов, тетенька (Нооми Рапас) и дяденька (Логан Маршалл-Грин) в пещере на затерянном острове в Шотландии отыскали наскальную живопись возрастом 35000 лет, изображавшую человека указывающего на странное созвездие из пяти звезд. Оказывается подобный рисунок с неизменным созвездием в центре внимания художников обнаруживались и у древних египтян, и у шумеров, месопотамцев и даже, по слухам, у древних укров, от которых по утверждениям современных украинских историков и пошел весь род человеческий.

И вот пара удачливых археологов вдохновляет самого богатого и самого старого человека на Земле (Гай Пирс) снарядить космическую экспедицию для поиска наших «отцов» во вселенной. За два с небольшим года корабль землян под управлением андроида Дэвида (Майкл Фассбердер) и командованием тетеньки (Шарлиз Терон) долетел до того самого созвездия в далекой-далекой галактике и высадился на луну около одной из планет подозрительно напоминающей наш Сатурн. На спутнике Сатурна у людей пошло все наперекосяк, и вместо «отцов», земляне наткнулись на злобных опарышей-переростков, которые стали жрать людишек одного за другим…

***

Лично я возлагал на фильм «Прометей» довольно серьезные надежды. Режиссер Ридли Скотт заявлял, что снимает предысторию одного из лучших своих творений, кинофильма «Чужой». Правда во время съемок Ридли несколько раз менял показания, говорил, что фильм будет не про это, но и про это тоже. Когда же его особо допекали расспросами о чем фильм, Скотт в сердцах кричал: погодите, мол, немного и сами все увидите. Погодили. Увидели. Дальше пойдут спойлеры, поэтому тем, кто еще не смотрел «Прометея», но готовится, дальше читать осторожно.

Вопросы к повествованию начались еще до того, как на экране появилось название картины. Режиссер показал нам, что высадившийся в древние времена пришелец пожертвовав собой запустил процесс эволюции на Земле. И даже предусмотрительно упал в воду перед смертью, подтвердив тем самым предположение ученых, что жизнь зародилась именно в воде. Вроде все прекрасно, да вот одна беда: судя по живописным кадрам молодой Земли в фильме «Прометей», на ней к тому времени уже буйным слоем росла трава. То есть хоть и растительная но все же жизнь на планете была. Что уже немного дискредитирует мысль авторов фильма, что все мы произошли от некоего древнего инопланетного Прометея.

Дальше – больше. Оказывается, созвездие с которого прилетели наши создатели, или, как их называют герои фильма, Инженеры находится в другой галактике. Я сначала посмеялся, решив, что это очередной креатив наших могучих дубляторов. Оказалось – нет, в оригинале тоже самое. Летели наши астронавты немногим более двух лет. Чисто для справки: расстояние до ближайшей к Млечному Пути карликовой галактики Малое Магелланово Облако равно 60 килопарсекам или приблизительно 200 000 световых лет. Нетрудно посчитать, что наши мега-путешественники летели со средней скоростью, в 100 000 раз превышающую скорость света. Эйнштейн рыдает в уголке. От Ридли Скотта, который был в том числе исполнительным продюсером и нарратором документального телесериала «Пророки научной фантастики», услышать такое по крайней мере странно. Как древние укры разглядели малипусенькое созвездие в далекой-далекой галактике – ведомо лишь создателям фильма. Еще раз чисто для справки: небо и созвездия на нем в северном и южном полушарии несколько различается из-за того угла, под которым люди на небо смотрят. Поэтому в северном полушарии невозможно наблюдать например созвездие Южный Крест. Но у древних укров как-то получилось!

Отвлекся – продолжим. Во время полета команда корабля пребывала в крио-сне, и только андроид Дэвид бодрствовал, катался по звездолету на велосипеде, играл в баскетбол, учил древние языки по методу Илоны Давыдовой и подсматривал чужие сны. Что мешало загрузить древние языки прямо в мозг без утомительной многочасовой зубрежки – не ясно. Еще непонятно зачем он ел пищу, ему по определению не нужную. Чтобы время скоротать? Наверное поэтому Дэвид пересматривал свой любимый фильм «Лоуренс Аравийский» и делал потом прическу под Питера О'Тула. В общем, проводил время с пользой для экспедиции.

Ну а по прибытии к пункту назначения, луне, носящей как и в фильме «Чужой» название LV-223, команду астронавтов разморозили из крио-сна, и на арену вышли клоуны. Почти такие как в сильно любимом мной фильме «Пекло» (по ссылке можно прочитать, за что именно я его так люблю). Формальный капитан корабля, больше похожий на бомжа, пилоты косящие под дальнобойщиков Среднего Запада, ну и конечно ученые – один краше другого. Что главные герои – тененька и дяденька археологи, что герои второго плана – гопник-любитель камней и очкастый биолог: чисто сборище балбесов, ведущих себя словно подростки в ночном клубе, а не передовой отряд человечества, ведущие поиски братьев по разуму. Все как один бухают как сапожники прямо из горла, сношаются друг с другом, не проведя даже поверхностного анализа инопланетной атмосферы снимают шлемы скафандров, нарушают прямые приказы руководителя и не имеют даже приблизительного понятия о дисциплине. Когда их начинают одного за другим убивать, приходит чувство горячего одобрения. Жаль, что замочили не всех.

Темным местом осталась для меня мотивация инопланетных Инженеров «душ человеческих». В давние времена они проявили себя созидателями, и один из них – наверняка самый смелый и достойный представитель своей расы – пожертвовал собой чтобы породить жизнь на Земле. И вот спустя пару миллионов лет Инженеры передумали! Они основывают на отдаленной луне военную базу, производят биологическое оружие с целью уничтожения с его помощью жизни, которую они же на Земле и породили. Зачем? Андроид Дэвид приводит мутнейший аргумент «чтобы что-то создать, нужно для начала что-то уничтожить». С какой стати, хочется мне спросить авторов фильма «Прометей»? И что они хотели создать заместо землян? Авторы не дают себе труда отвечать на эти вопросы.

Едем дальше. Про биолога, который сразу же полез обниматься со здоровой инопланетной змеей даже говорить не хочу – настолько это пошло и трэшово выглядело. Мертвый член экипажа, который нежданно-негаданно превратился в зомби – тоже. Я так понимаю, именно для превращения людей в зомби и было функцией того самого биологического оружия. Уши «Обители зла» торчат все явственнее. Выглядело это настолько дешево и лубочно, что дальше некуда. Функционал супер-современного автоматического операционного стола, который заточен только под мужчин и потому не умеет делать кесарево сечение тоже оставлю без комментариев – это за гранью чего-бы то ни было.

Биологическое оружие Инженеров и тема Чужих в фильме, это отдельная песня. Выглядит все это так, будто пришито к основному сюжету белыми нитками. Будто сначала Ридли Скотт снял фильм безо всяких Чужих, понял, что получилась полная ерунда, и решил переименовать его в приквел Чужих, чтобы завлечь в кинотеатры любителей оригинальной тетралогии. Которые в противном случае на «Прометея» пошли бы не гарантированно. Для большего сходства с «Чужим» даже название «Prometheus» в титрах стилизовано под оригинальный фильм 1979 года. Что же в итоге получилось с этим приквелом? Давайте разбираться.

Например, кто бы объяснил, откуда в комнате с большой башкой взялись червяки, на которых еще наступил андроид Дэвид? На себе на подошвах ботинок с корабля их не принесли, я специально посмотрел. То есть эти опарыши минимум две тысячи лет живы-здоровы дожидались «жертв», которые вскроют запечатанную комнату.

Почему из колб с так называемым биологическим оружием полилась жидкая дрянь только при появлении людей? Она была запрограммирована на их присутствие? Допустим. Но почему тогда ее, заморозив, пронес невредимой на корабль андроид Дэвид? Может все-таки активация произошла из-за перепада температур? Вот бы узнать. И куда андроид дел остатки колбы после того, как отравил одного из членов экипажа? Не в унитаз же он ее спустил! Или он просто так, без спроса и незамеченным, вышел из корабля и выкинул? Судя по тому, какая «дисциплина» творилась на борту звездолета, что там даже вахту никто не нес, это наиболее вероятно. И главное, почему Дэвид так явно играет против людей за Инженеров? Или вот почему в комнате с громадной башкой висел портрет королевы Чужих, если дальше нам показали, что Чужие получились в результате ряда мутаций, и их родоначальниками были опарыши? Ничего не понятно. В общем, по части приквела «Чужих» могу сказать только одно: лучше бы не делали ничего, чем так.

Во время просмотра не покидало ощущение недодуманности и недоделанности и по части всяких гаджетов. В наличии дикий винегрет из гаджетов будущего, настоящего и прошлого. Фантастические летающие шарики-сканеры соседствуют с обыкновенными фонарями, даже не светодиодными. Суперсовременный шлемофон, позволяющий просматривать сны других людей соседствует с банальным айпадом. Футуристичные криогенные капсулы и советская БМП. Камера автономного жизнеобеспечения в которой лежит топор. Над этим топором, да еще с хитро выгнутой ручкой, будто это редкий лут из Diablo III я смеялся до слез! Как только создателям фильма в голову такое пришло? В фильме столько нестыковок и несуразностей, что он, можно сказать, только из них и состоит.

Нельзя не затронуть такую тему как мотивация главной героини, тетеньки-археолога. С одной стороны, она сильно верующая христианка, и даже факт того, что она документально подтвердила происхождение человека от инопланетян а не от Бога, ее с позиции веры ничуть не подвинуло. Она так и говорит: «Я сама выбираю во что мне верить». С другой стороны, когда вся команда корабля погибла от рук злобных инопланетян и монстров-чужих, что она сделала? Она отправилась дальше на родную планету Инженеров удовлетворять свое любопытство а-ля «кто мы, зачем мы здесь, и в чем смысл жизни». Кто-то может сказать – настоящий исследователь, молодец, ни перед чем не останавливается! А я вот думаю, что это как-то не по-христиански– вместо того, чтобы вернуться на Землю и предупредить человечество о потенциальном риске вторжения на Землю злобных пришельцев и Чужих, удовлетворять собственное любопытство. Это просто космический эгоизм!

В том числе поэтому мне резко не понравилась игра актрисы Нооми Рапас, исполняющей роль этакой предшественницы Элен Рипли из оригинального «Чужого». Нооми стала известной благодаря роли Лизбет в шведской версии фильма «Девушка с татуировкой дракона», американский ремейк которого впоследствии сделал Дэвид Финчер – режиссер «Чужого 3» кстати говоря. Там она сыграла отлично, а здесь – полный мискастинг. На крутую тетку и спасительницу человечества она не тянет совершенно. Непонятно, чем она Ридли Скотта так вдохновила. Остальные актерские работы порадовали значительно больше. Актеры второго плана отыграли отлично – клоуны в их исполнении получились знатные. Шарлиз Терон в роли эдакой железной леди была хороша, впрочем, Шарлиз мне почти во всех фильмах нравится, даже в убогом «Белоснежка и охотник». Порадовал бомжеватый капитан корабля в исполнении неизвестного мне актера Идриса Эльбы. Неплохо смотрелся Гай Пирс, хотя его так странно загримировали, что порой вызывало недоумение. Но лучше всех, просто наголову выше остальных выступил Майкл Фассбендер. Его игра это единственный светлый момент, что есть в «Прометее». Из всех андроидов вселенной «Чужих»: Яна Холма, Лэнса Хенриксена и Майкла Фассбендера, последний однозначно самый классный.

Что там у нас осталось не рассмотренным? А, ну да, отличная компьютерная графика.

Вот такой вот «Прометей», такой вот приквел «Чужих». У меня последние творения гражданина Ридли Скотта вызывают разве что недоумение и беспокойство. «Прометей» – бред сивой кобылы. «Робин гуд» – тот же бред только с мечами и стрелами. «Совокупность лжи» – проходная скучная штамповка. «Гангстер» – могло быть гораздо мощнее. «Хороший год» не запомнился вообще ничем.

Грустно на самом деле. Ридли, старичок, ну ты чего, а? Ты же когда-то снимал великолепные фильмы! Вспомни свои «Черный дождь», «Тельму и Луизу», «1492: завоевание рая» и «Гладиатора». Не стыдно тебе, автору бессмертных «Блэйдраннера» и «Чужого» снимать таких вот «Прометеев»? Старичок, опомнись! Если годы берут свое – уходи на пенсию, грейся на солнышке и попивай коктейли да пилюльки. А мы будем с удовольствием пересматривать твои старые шедевры. Ведь ты мараешь свое доброе имя! Это от Михалкова и Бондарчука мы ничего хорошего не ждем, но ты-то старичок…

Впрочем, я со своим брюзжанием явно в меньшинстве, судя по рейтингу 7.3 балла на IMDB. Поэтому в производство уже запущен сиквел «Прометея». Зрители в своей массе оценили отличную компьютерную графику, а на поведение клоунов они внимания не обращают. Может быть потому, что они сами клоуны? У меня же «Прометей» совершенно не оправдал ожиданий, и я без сожаления записываю его в категорию «Отстой». Да, с большой буквы. Я просто физиологически не могу выносить творящуюся на экране беспросветную чушь. Упор на одни лишь спецэффекты – выбор неумех и бездарей от кино. Вот уж не думал, что когда-нибудь скажу такое про Ридли Скотта…

PS из 2017: мои впечатления от расширенной фанатской версии фильма.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru