четверг, 6 октября 2011 г.

thumbnail

«Generation П»

Кратенько сюжет фильма для тех, кто в свое время не прочитал эту мега-раскрученную книгу.

Молодой человек с необычным именем Вавилен Татарский – классический представитель молодежи начала 90-х годов, продавший идеалы социализма за вареные джинсы, жвачку и Пепси-колу. После крушения советского государства, юноша никому не нужен, поэтому он устраивается работать в ларек. Торгуя пивом и сигаретами, он случайно встречается с знакомым, который пристраивает Вавилена в рекламное агентство криэйтором, сочинять слоганы. Криэйтор из Вавилена так себе, что-то получается лишь «под мухой». Поэтому ради вдохновения Татарский употребляет разнообразные препараты, изменяющие сознание, тусуется с кучей мутных личностей разной степени криминальности, и в итоге, неожиданно для всех и для самого себя, он выбивается в самые сливки VIP персон…
***

Есть на свете такие книги, которые так и просятся их экранизировать, а есть такие, которые нормально экранизировать невозможно. Вот, например, цитата из одной весьма известной книги (догадайтесь сами, из какой), которую наши «криэйторы» все пытаются экранизировать, и все безуспешно:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.»

Спрашивается: как в фильме можно показать плащ таким образом, чтобы до зрителя дошло, что подбой – именно кровавый, а не банально красный? Как донести мысль для не знакомого с кавалерией человека, что шаркающая походка — кавалерийская? Как, не используя сноски, передать что месяц весенний, да еще именно нисан? Как дать понять, что дворец принадлежит Ироду Великому? Не вывеску же «Дворец Ирода Великого» показать! Как, не скатившись до банальности использования вставок закадрового голоса – самого безыскусного кинематографического приема – показать, кто такой прокуратор, что он делает в Иудее, и что это за «профессия» такая? Ответ очевиден – никак.

Тоже самое и с книгой Виктора Пелевина «Generation П». Как всунуть события нескольких лет жизни героя в полуторачасовой фильм, чтобы получилось органичное, целостное повествование? Как показать зрителю, что у Вавилена глюки от ЛСД и именно от него? Уж глюки все по разному себе представляют, а некоторые видели воочию. Как всунуть в фильм целый научный трактат, выданный Вавилену духом Че Гевары? Обратно, ответ очевиден.

Что получилось в итоге у режиссера Гинзбурга? Первое, что бросается в глаза – сумбур повествования. Автор ни на грамм не отступил от книги, но, оглядываясь на хронометраж, вынужден был множество сюжетных линий даже не наметить, а так, упомянуть. Зато всунул все, герой. Кто были эти безымянные и безголосые девы в постели Тарарского? Кто такие для Вавилена Гиреев и Морковин? Коллеги, однокашники, собутыльники? Почему Гиреев смотрел телевизор, стоящий вверх ногами? Чем так плох ковер с кокаином в кабинете Азадовского? На эти вопросы герои фильма отвечают фразами типа «долго объяснять» или игнорируют вовсе. Отличный подход, режиссерское искусство на высоте. Действие напоминает какой-то калейдоскоп: появился герой, поговорил – и пропал. Сразу же появился другой… и опять пропал. Потом третий нам говорит, что первого замочили, а второй спился. Лучше бы их совсем не вводили в фильм, чем так.

Актерская игра тоже оставляет много вопросов. Лично мне понравилась игра Епифанцева, исполнившего роль Вавилена, а вот все остальные, за исключением еще и Шнурова (этот был прикольный) – резко не понравились. Из Гордона, Парфенова и Литвиновой актеры вообще никакие; они даже не играли, а так, изображали сами себя, как крокодил Гена. Охлобыстин ну никак не вяжется у меня с образом Малюты. Мне при прочтении книги он представлялся мне совсем другим, по образу эдакого байкера ударившегося в старообрядцы. Ефремов уже реально задолбал своим психозом на экране. Одни сплошные визги и выпученные глаза – вот и все его актерское мастерство. А ведь умел когда-то… Кто там у нас еще? Меньшов, талантливый актер и отличный режиссер, здесь вообще не айс, как бездушный робот. Тактаров и Панин – по паре небольших сцен, развернуться негде. Более-менее бодро выглядел почивший Трахтенберг.

Никаких особых режиссерских и операторских приемов замечено не было. Звук и музыка не запомнились вообще ничем, несмотря на звуковую дорожку DTS HD Master Audio 7.1. С таким же успехом фильм мог быть записан и в Stereo. Что там дальше – спецэффекты? Ну да, есть они. Такие эффекты, которыми создатели изобразили ЛСД-шные глюки, я видел еще в фильме «Газонокосильщик». Сируф и Вавилонская башня? Ну не смешите меня, это прошлый век какой-то. Помойки и разруха начала 90-х переданы аутентично, врать не буду. Такую натуру в любой Питерской или Московской подворотне до сих пор найти без проблем.

Прикольно менялись номера на машинах в ходе повествования: от советской еще серии МН, до современных, сначала с регионом 77, а в конце уже 190. Кстати и здесь авторы умудрились накосячить: книга была написана и издана еще в конце 90-х, и действие происходило тогда же. А использовав современные номера серии 190, авторы как бы перенесли действие в современность, в 2010-й или даже 2011-й год. Через это древние мобилы, рендеры Silicon Graphics и компьютерный Ельцин смотрятся смешно и чужеродно.

Режиссер Гинзбург попытался угодить и вашим и нашим. Снять фильм со всеми подробностями передававший сюжетные линии книги, и одновременно, чтобы зрители, книги не читавшие, получили удовольствие от просмотра драмы в стиле «Trainspotting». Попытался сесть на два стула, так сказать, в результате плюхнулся задом на пол. Зритель, который читал и помнит книгу, во время просмотра скучает, потому что фильм слишком схематичен и не передает атмосферу романа. Зритель книгу не читавший, банально путается в суете и калейдоскопе действующих лиц, что тоже не способствует погружению и переживанию.

Однако в фильме «Generation П» есть один любопытнейший момент, на который стоит обратить внимание. Когда Вавилен второй раз пришел на РЛС, нажравшись мухоморов и напившись водки, он прилег вздремнуть на стол, и последнее воспоминание перед погружением в сновидения была фраза Азадовского с напоминанием обязательно не опоздать на следующее утро на встречу в Останкино. Следующая сцена – Вавилен уже на втрече, голый. Ну и далее по тексту. Если мне не изменяет память, в книге все было четко и последовательно, события трактовались однозначно. В фильме же такая склейка наводит на мысль, что все, что происходило в Останкино: смерть Азадовского, все это посвящение в мужья божества, съемки в рекламах и передача Парфенова о Татарском – все это предсмертное видение Вавилена, откинувшего копыта на радиолокационной станции после передоза мухоморов с водкой. Если бы после титров режиссер лишь на 5-10 секунд показал кадр с этой РЛС – все было бы еще интереснее и двусмысленнее, но Гинзбург до этого не додумался. Возможно, он трактует события по-своему, а скорее всего, банально не позволил хронометраж.

Впрочем, на итоговую оценку фильма этот момент почти не влияет. «Generation П» это скучная одноразовая картина, пересматривать которую не потянет совершенно. Фильм не увлекает, не заставляет задуматься, не дает погрузиться в атмосферу. Не то что превзойти, но даже приблизиться к уровню книги у создателей не вышло. Фильм «Generation П» это не отстой, скорее, еще один в длинной веренице коммерческих проектов, призванный срубить деньжат на известном романе, для верности, привлекая кучу медийных персонажей. Судя по данным проката – не получилось ни разу.

Фигня.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru