вторник, 22 декабря 2009 г.

thumbnail

"Аватар" ("Avatar")

На днях сходил на премьеру нового творения режиссера Джеймса Камерона, фантастический фильм "Аватар". Камерон больше всего прославился своим последним фильмом "Титаник", вернее даже не столько фильмом, сколько его огромным бюджетом и огромными кассовыми сборами. К сожалению, "Титаник" порядком высосал у него творческие силы, поэтому последние 12 лет он больше ничего не снимал, не считая документального фильма опять-таки про Титаник. Но похоже, что мега-гонорар за последнее творение подошел к концу, поэтому господин Камерон снова сел на режиссерский стульчик, взял в руки режиссерский матюгальник и дал команду на съемки новой кинокартины.

Джеймс Камерон всегда был режиссером визионером. "Титаник" так хорошо прокатился по миру именно потому, что был безупречен с визуальной точки зрения, и народ валом валил в кинотеатры, чтобы во всех подробностях увидеть, как огромный океанский лайнер разваливается на куски. Ну и милашку ДиКаприо поглазеть, хотя это относится только к женскому полу. Но и другие работы режиссера – "Терминаторы", "Чужие" и "Бездна" – также в свое время совершили прорывы в области спецэффектов, при этом были вовсе не так глупы как большинство фантастического «попкорна». Остается только убедиться в том, что режиссер остался верным себе, и очередной раз не подвел.

Сюжет нового фильма вкратце таков: Год 2154. На планете Пандора земляне добывают редкий минерал, который стоит на родной планете огромные деньги, поэтому для поддержания процесса добычи полезного ископаемого Земля отрядила корпус морской пехоты под руководством полковника Майлса Куаритча (Стивен Лэнг). Но поскольку на Пандоре есть цивилизация, то кроме военных на планету понаехали еще и ученые во главе с доктором Грейс Аугустин (Сигурни Уивер). Атмосфера и прочие условия Пандоры не годятся для землян, поэтому была разработана технология Аватара – к искусственному телу пандорского аборигена подключается человек и берет управление телом на себя.

Бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уоррингтон) прилетает на планету Пандора в составе отделения морской пехоты Земли на замену своему брату-близнецу ученому. Джейк побывал в ряде заварушек на Земле, и в результате полученного ранения стал инвалидом, а брата Джейка вообще убили какие-то малолетние отморозки. Чтобы баснословные вложения в аватара, которым должен был управлять Джейк не пропали даром, управление им было предложено ему. Почему именно ему? Да потому что аватар строится под конкретного оператора, и кто угодно залезть в его шкуру не может. А поскольку Джейк с братом были близнецами, то у них между собой очень высокая совместимость, и управляться с аватаром ему вполне по силам. В качестве дополнительной заманухи Джейку по результатам работы обещали проплатить операцию, в результате которой он снова сможет ходить.

На Пандоре Салли оказывается меж двух огней. Формально он находится в подчинении доктора Грейс, но как бывшему морпеху ему ближе идеи и методы полковника Куаритча. Однако все меняется когда Джейк вселяется в аватара – в этом теле он может снова бегать-прыгать, а после того как он поближе знакомится с местными жителями Пандоры – расой На’Ви, то его положение еще больше усложняется, поскольку через своего аватара Салли начинает понимать насколько варварски и захватнически ведут себя земляне. Джейку предстоит решить на чьей он стороне: на стороне военных, ученых или пандорианцев.

Изначально Камерон задумал "Аватара" еще в 1977 году после просмотра творения Джорджа Лукаса "Звездные Войны". Собственно из-за желания переплюнуть Лукаса Камерон и подался в режиссеры из водителей грузовиков. В виде сценария "Аватар" оформился примерно в 1995 году, однако до последнего времени киноиндустрия не располагала необходимыми для реализации мега-задумки технологиями, и только с тотальным внедрением Maya и Photoshop стало возможным воплотить на экране все что угодно. Одновременно Камерон хотел по максимуму задействовать 3D, для чего с соратниками разработал свою собственную технологию съемки Reality Camera System и аппаратуру. Суть технологии заключается в том, что в одной кинокамере объединены два объектива высокого разрешения, снимающие одновременно в 2D и 3D. Поскольку аппаратура получилась чрезвычайно громоздкой, процессор и прочую начинку пришлось вынести в отдельный корпус. Производить аппаратуру было поручено фирме Sony, а первой опробовал ее в деле Роберт Родригес в своем фильме "Дети шпионов 3D".

Съемки производились с повсеместным использованием технологии Motion Capture – играли живые актеры в костюмах с огромным количеством датчиков, по информации с которых потом компьютеры отрисовывали движения моделей. Огромное внимание было уделено эмоциям персонажей – для наиболее правдоподобной передачи лицо и особенно рот снимали множество микрокамер. Все это позволило в итоге создать удивительно реалистичных компьютерных персонажей на ступеньку выше чем Голлум и Кинг Конг Питера Джексона.

Огромное внимание Джеймс Камерон уделил детальной проработке мира На’Ви. Специально подтянутый профессор лингвистики разработал язык аборигенов Пандоры, биологи прорабатывали флору и фауну. Огромные усилия по воплощению придуманного мира «в реальность» были затрачены и создателями спецэффектов – признанными корифеями индустрии компаниями Industrial Light and Magic и Weta Digital, в результате чего родился удивительный и очень правдоподобный инопланетный мир. Причем реализация находится на таком высоком уровне, что можно со всей ответственностью сказать – ничего подобного в кино еще не было, и появится еще очень нескоро. Фильм невероятно красив и зрелищен, он сделан с любовью, огромными стараниями и потрясающим вниманием к мелочам. Зритель полностью погружается в этот мир, растворяется в нем, и самые невероятные животные или растения воспринимаются как абсолютно реальные. Ничего подобного еще никому никогда не удавалось снимать – Камерон всем показал Кузькину мать. Браво!

На фоне великолепных спецэффектов не теряются и актерские работы. Сэм Уоррингтон отлично вжился в роль и очень хорошо демонстрирует трансформацию своего героя по мере того, как тот все сильнее вживается в своего аватара и все глубже познает цивилизацию На’Ви и мир Пандоры. Порадовала Сигурни Уивер в роли постоянно взвинченной начальницы группы ученых. Но особенно хорош был Стивен Лэнг в роли зловредного полковника – чрезвычайно яркий и харизматичный персонаж. Да и все прочие актеры выглядели отлично, даже вполне примитивный персонаж засранец-бигбосс в исполнении Джованни Рибизи.

Удалось ли Камерону переплюнуть Лукаса? Нет, не удалось. "Аватар" и "Звездные войны" фильмы по своей сути совершенно разные. Чтобы догнать Лукаса Камерону нужно детально продумать не только одну планету и расу – ему нужно выстроить свою собственную галактику, в которой люди были бы лишь одной из множества рас, а не галактическими покорителями, как они показаны нам в "Аватар". В общем, это «вселенные» разных масштабов. "Аватар" не хуже и не лучше "Звездных войн" – он просто другой, и это хорошо. А по спецэффектам Камерон переплюнул не только Лукаса, а вообще всех, так что можно считать, что задачу свою он выполнил. Поэтому обязательно сходите на этот фильм – вы никогда ничего подобного еще не видели. Постарайтесь посмотреть его в 3D формате – в данном случае это не просто прикольная фишка, а практически необходимость, которая поможет еще глубже погрузиться в великолепный, абсолютно реальный и живой инопланетный мир!

Дальше я хочу рассказать о том, какие мысли вызвал фильм лично у меня. К сожалению, в мире нет ничего идеального – не идеален и "Аватар". В погоне за мелочами, съемочная группа во главе с Джеймсом Камероном периодически забывала о главном – о логике. Приведу несколько наиболее ярких примеров.

Для начала было бы неплохо объяснить зрителям, зачем собственно земляне полезли на Пандору. Добывать чудо-минерал ценой 20 лимонов баксов за килограмм? Отлично, но для чего он нужен землянам? Что в нем такого ценного, что люди готовы пойти на геноцид? Это какое-то минеральное топливо? Я уверен, что земляне, обладая технологиями космических перелетов, телепатическим дистанционным управлением, а также технологией скрещивания человеческой и инопланетной ДНК, в результате которой получаются жизнеспособные организмы – смогли бы искусственным путем получить любой требуемый минерал. Набор химических элементов во вселенной строго ограничен, поэтому ничего принципиально новое – того чего нельзя получить на Земле – Пандорское чудо-вещество из себя не представляет.

Еще я не осилил, почему нужно было вырубать пандорские леса, особенно расстреливать ракетами мега-дерево? Можно было бы элементарно выкопать тоннель и добывать себе спокойно мега-минерал прямо под ногами ничего не подозревающих туземцев. Ну или распылить над деревней какой-нибудь наркотик, чтобы они сидели вялые и не трепыхались, или под его действием сами ушли куда-нибудь. Таким же образом можно было спокойно забарывать и враждебно настроенную фауну. Налицо явный перекос: с одной стороны чудо-технологии вроде аватарской генетики и космических путешествий – с другой стороны дремучие способы взаимодействия с местным населением, которые применялись еще во времена Кортеса.

Далее: непонятно, зачем вообще понадобилось создавать аватаров? Чтобы вступить в полноценный контакт с На’Ви? Но ведь нам четко показывают, что аборигены Пандоры боятся и презирают аватаров, считают их куклами одержимыми демонами. Как-то сомневаюсь, что при подобном отношении возможен конструктивный диалог. Гораздо проще ученым было бы миссионерствовать в реальном человеческом обличии, ведь кроме непригодной для дыхания атмосферы все остальные параметры Пандоры, включая силу притяжения, вполне годятся для человека. И кстати о гравитации: если она примерно равна земной (как видно из фильма), то вызывает сомнения рост и телосложение представителей На’Ви. Чтобы таскать тело такого роста, нужна нехилая мышечная масса. А такими прыткими как в фильме почти четырехметровые дылды не могут быть по определению, ведь такое тело обладало бы соответствующей инерционностью. В реальности, такие дылды по сравнению с человеком двигались бы очень медленно и плавно.

Огромные вопросы вызывает «коммуникационный порт» На’Витян, в виде светящихся нитей с помощью которых они объезживают местных лошадей, банши и прочих животных, а также общаются с деревом жизни. Нам неоднократно показывают что «порт» аватара Джейка Салли и у всех прочих торчит из косы. При этом практически все жители племени имеют адские причесоны с выбритыми висками и т.п. Возникает вопрос – если эти нити являются отростками волос, то какже можно волосы отстригать или выбривать? Если же у них из голов торчит некая «веревка» просто скрытая волосами, то почему эту веревку нигде ни у кого не видно? На мой взгляд, гораздо логичнее было бы сделать этот «порт» на кончике хвоста На’Витян, ведь хвост это продолжение позвоночника, соответственно через спинной мозг был бы прямой контакт с мозгом головным у На’Витянина и животного.

Еще я сильно беспокоился мыслью о том, каким образом должен отдыхать оператор аватара? Пока оператор сидит в теле аватара - тот бодрствует, и чтобы безболезненно от него отключиться, в теле аватара нужно вернуться на базу и «лечь спать». После этого оператор может заниматься другими делами, но ведь ему и самому нужно спать! Получается, что аватар будет спать минимум 16 часов при 24 часовом суточном ритме. Когда же Джейка Салли посадили в аватара и отправили на задание – его отдыхом как-то не озаботились. Чтобы элементарно пожрать и помыться требовалось прерывать связь. Кстати непонятно, почему его не могли кормить внутривенно через трубку, как кормят находящихся в коме больных.

Вы можете сказать, что я придираюсь – да, придираюсь, но ведь создатели фильма с таким апломбом заявляют о научном подходе при создании мира, о детальной проработки фауны и т.п. – так как же они проглядели такие огромные косяки? Не делали бы громких заявлений – так и спрос был бы меньше. В общем, много, много вопросов вызывает кино. Некоторые вещи явно не продуманы или, по крайней мере, не разъяснены зрителю, из-за чего теряется вера в происходящее на экране.

Вторая удручающая меня составляющая фильма – кризис идеи. "Аватар" – прекрасный повод поподробнее разобрать творчество Джеймса Камерона. Лично я как человек, неплохо разбирающийся в жанре научной фантастики, просто не мог не заметить насколько сюжетная канва "Аватара" похожа на произведения известных американских писателей-фантастов. Четко прослеживаются заимствования из "Неукратимой планеты" Гарри Гаррисона, "Звездного десанта" Роберта Хайнлайна, "Зовите меня Джо" Пола Андерсона и ряда других. Например, в рассказе Андерсона речь идет об искусственном организме по имени Джо, миссия которого заключается в обживании Юпитера. С орбитальной космической станции путем «смешивания разумов» киборгом Джо управляет калека профессор, постепенно все больше и больше вживаясь в образ Юпитерианца, а в конце просто переселяющегося в «голову» Джо насовсем. Ничего не напоминает? :)

А теперь предлагаю копнуть глубже и повнимательнее присмотреться ко всему творчеству Джеймса Камерона с точки зрения оригинальности идей. Пойдем по порядку.

"Ксеногенез" Не знаю, не смотрел.

"Пиранья 2": Ужас из глубин". Первый полноценный фильм Камерона в качестве режиссера, продолжение оригинальной "Пираньи" - поделка в жанре фильмов ужаса, во время съемок снятая по принципу «все тоже самое, что в оригинале – только больше». Оригинальность концепции – ноль целых ноль десатых.

"Терминатор". Фильмов о роботах-киборгах-андроидах убийцах к 1984 году уже был снят вагон и маленькая тележка. Не говоря уже о том, сколько подобных сюжетов понаписали фантасты. Например, та же "Вторая модель" Филиппа Дика.

"Чужие". Фильм Камерона «стоит» на «вселенной» и героях появившихся в культовом фильме Ридли Скотта, Камерону же просто оставалось «погрузить» придуманных другими людьми героев в новые обстоятельства.

"Бездна". Пожалуй, самый оригинальный фильм Джеймса Камерона. Хотя идеи о подводных инопланетянах витают в воздухе еще со времен нашумевшей истории конца Второй Мировой Войны, когда американский военный флот был атакован неизвестными летающими объектами вылетавшими из воды недалеко от Антарктиды. Эта история наделала в свое время много шума, но реализация идеи подводных инопланетян в "Бездне" все же довольно-таки нова.

"Терминатор 2". В качестве иллюстрации позволю процитировать часть одного литературного произведения.
Я сел на кровати. Что-то вливалось через щель на пол, но не вода, а вроде бы ртуть. Она катилась маленькими шариками по паркету, разлилась в плоскую лужу, с трех сторон подступила к маленькому коврику у кровати, а тем временем вместе со светом, идущим из-под двери, все текли струйки этой странной металлической жидкости. Уже почти весь пол сиял, как тонкая пластина ртутного зеркала. Я зажег лампу на столике. Эта жидкость все же была не ртутью, по цвету она напоминала скорее потемневшее от старости серебро. Ее натекло уже столько, что коврик шевелился, словно уже плавал в ней, и вдруг свет под дверью погас. Я сидел наклонившись и с изумлением смотрел на метаморфозы, происходящие с вязкой металлической жижей. Она распадалась на микроскопические капельки, а те целыми грудами склеивались в некое подобие гриба, потом все это вспухло, как поднимающееся тесто, и, густея, тянулось вверх. Наверняка это сон,-- сказал я себе, но, несмотря на такое категорическое заключение, я не испытывал ни малейшего желания коснуться босой ногой этой ртути и сидел так, слегка обалдевший, не столько удивленный, сколько даже довольный тем, что нашел удачный термин для описания этого явления: "живое серебро". Э ТО и в самом деле двигалось, как нечто живое, но не пыталось стать растением, или животным, или сам уже не знаю каким монстром, а превращалось в пустой кокон, во все более человекоподобный панцирь, а скорее в грубую отливку панциря с большими дырами и продолговатой щелью спереди; когда -- уже много позднее -- я пытался восстановить в памяти эту метаморфозу, больше всего она напоминала мне фильм, прокручиваемый в обратную сторону: будто сначала кто-то изготовил диковинные доспехи, а потом расплавил их в жидкий металл, только все это совершалось у меня на глазах в обратном порядке. Сначала жидкость, потом вырастающее из нее полое тело, потому что панцирем оно все-таки не было, оно уже не блестело, а стало матовым и напоминало большой манекен, вроде тех, что выставляют в витринах -- с лицом без носа и губ, но с круглыми дырами вместо глаз; наконец, к моему замешательству, из всего этого стала формироваться женщина, несколько крупнее натуральной величины, или нет, скорее статуя женщины, в середине пустая и раскрытая, словно шкаф, и статуя эта -- чтоб мне пропасть! -- выделяла из себя одежду: сначала покрылась белоснежным бельем, потом на этой белизне появилась зелень платья; я, не сомневаясь уже, что это мне снится, подошел к ночному видению. Тут платье из зеленого сделалось снова белым, как медицинский халат, а лицо проявилось еще явственнее. Светлые волосы на голове покрылись белым сестринским чепчиком, окаймленным карминного цвета бархатом. Довольно, пора просыпаться,-- подумал я.

Для тех, кому интересно – это отрывок из романа Станислава Лема "Мир на Земле",1987 года издания. Лично я в подобные совпадения не верю, скорее поверю в то, что Джеймс Камерон прочитал этот роман и позаимствовал идею Т1000 для продолжения "Терминатора".

"Правдивая Ложь". Это ремейк французского фильма. Камерон перекроил некоторые детали, но все остальное придумано не им.

"Титаник". Здесь ничего придумывать самому необходимости нет вообще – бери да экранизируй реальную историю. Да и фильмов и сериалов про крушение мега-парохода до Камерона было снято предостаточно.

Такие пироги. Как говорится, лучший способ творчества это воровство у других авторов. Нет, я не спорю – придумать что-то совершенно необычное и невиданное задача непосильная, но это не значит, что нужно вот так заимствовать их практически без изменений. Однако, реализация идеи важна не меньше ее оригинальности, и, думаю, никто не будет спорить, что с реализацией у Джеймса Камерона все в порядке – фильмы он снимает отличные, чуть ли не лучшие в своем жанре! И "Аватар" великолепный фильм, но все равно есть какая-то неудовлетворенность – душа просит нового, а не только прилежного повторения старого на качественно новом уровне…

Ну и напоследок. Почему-то никто особо не задумывается, но сюжет картины – это история предательства. Главный герой предает свою расу и примыкает к совершенно чужой и чуждой человеку культуре и обществу. Безусловно, это он из лучших побуждений, однако с этой точки зрения совершенно понятно презрение которое испытывал к Джейку полковник Куаритч. Как говорится, благими намерениями выстлана дорога в Ад. Ни одному нормальному человеку не нравится варварское поведение людей, корпораций и государств истребивших бизонов, загрязняющих отходами реки, уничтожающих леса Амазонки, и т.д. ради своей выгоды. Но при этом как нормальный человек отнесется к тому, кто, например, сожжет себя в знак протеста или вооружится до зубов и уйдет в джунгли, чтобы отстреливать лесорубов валящих Амазонский лес? Нормальный человек, скорее всего, покрутит пальцем у виска. Или как Джеймс Камерон, пользуясь возможностью, обратится к ним через экран словами «мы объявляем их врагами – а потом грабим» - отличная иллюстрация современной внешней политики США. Но нормальный человек никогда не пойдет на настолько крайние меры. Поэтому воспевание героя фильма – предателя – лично меня коробит.

Subscribe by Email

Follow Updates Articles from This Blog via Email

1 Comments

avatar

Мне кажется, что ты не совсем прав по поводу предательства и поступков "нормального человека".
Да, конечно, никому не нравится "варваское поведение и т.д.", совершаемое ради чьей-либо выгоды. Однако, как мне кажется, "нормальные люди" будут стоять в стороне и ничего не делать до тех пор, пока это не коснётся непосредственно их самих, как это и было с Джейком. Конечно, ты можешь сказать, что мол, никто ему не мешал свалить оттуда, да и ноги ему обещали новые приделать и всё пучком, и будешь прав. Однако тут я обращу твоё внимание на то, что главный герой был влюблён, не хотел он новые ноги и всё такое... То есть какбэ оказался в самом эпицентре событий. Где и выбрал наименьшее из зол. По крайней мере он не предал себя :)

Reply Delete

Поиск по сайту

Информация для копипастеров

Авторство всех материалов данного сайта принадлежит мне и охраняется Законом о защите авторских прав. Любые перепечатки в оффлайновых изданиях без согласования со мной категорически запрещаются. В онлайновых изданиях разрешается перепечатывать материалы сайта при условии неизменяемости оригинального текста и иллюстраций, сохранения имени автора и гиперссылки на www.LarinEV.ru